Музеи Самарканда,Бухары,Хивы и Каракалпакии

Музей истории Самарканда >

На территории городища Афрасиаб на дороге, ведущей от мечети Хазрет-Хызр к мосту через реку Сиаб, находится Музей истории Самарканда. Здесь собраны экспонаты различных периодов древней истории города — оссуарии, остатки древних клинков, ножей, стрел, монеты, керамика, а также уникальные фрески Дворца самаркандского ихшида VII-VIII вв…

 

Самаркандский музей истории и культуры искусства народов Узбекистана — один из старейших и наиболее крупных музеев Центральной Азии. Он был открыт в 1896 г. и с 1978 г. располагается в отдельном здании на площади Регистан.

Фонды музея насчитывают около 200 тысяч экспонатов. Здесь собраны обширные коллекции по археологии, нумизматике, этнографии, рукописи и исторические документы, представляющие историю и культуру региона со времен верхнего и среднего палеолита до начала XX в.

Среди уникальных экспонатов — бронзовый шлем воина-сака VI в до н.э., коллекция древнейших греко-бактрийских, парфянских и кушанских монет. Буддийская культура представлена фрагментом скульптур буддийского храма Кувы и копиями Айртамского фриза с изображениями музыкантов, зороастрийская — собранием зороастрийских оссуариев (костехранилищ).

Большой интерес представляют росписи и ганчевые панели из дворцов бухарских правителей в Варахше и Саманидов в Самарканде. К наиболее ценным экспонатам музея относятся 20 списков священного Корана XI в.

В музее демонстрируются множество образцов декоративного искусства, в т.ч. золотошвейные халаты, платья, обувь, попоны из казны амира Бухары. Примечателен также медный глобус ходжентского просветителя Ходжа Юсуф Мирфаязова (1842-1924).

Несмотря на широкое распространение современной одежды, в Узбекистане устойчиво сохраняется традиционный национальный костюм. С давних времен он шьётся из хлопчатобумажных или шелковых тканей, сотканных на ручных станках и окрашенных натуральными красками.

Нижняя одежда женщин обычно состоит из платья и шаровар, мужчин — нательной рубашки и штанов. В качестве верхней одежды используются халаты свободного покроя с полосатой расцветкой или яркими цветными узорами. Особо ценились в прошлом халаты из шелка и бархата с золотой и серебряной вышивкой.

До наших дней среднеазиатский халат считается лучшим подарком уважаемому гостю. Традиционным головным убором является чалма или легкая красочно вышитая шапочка — тюппи.

В коллекции Музея истории культуры и искусства Самарканда представлены особо красочно оформленные костюмы жениха и невесты конца XIX — начала XX вв., а также костюмы паломника и странствующего мусульманского аскета. Здесь же можно увидеть обязательный элемент женской одежды прошлых веков — паранджу, закрывающую женщину от посторонних глаз с головы до ног.

Со стилем одежды, красочным оформлением центральноазиатской одежды прошлого можно познакомиться на представлениях Самаркандского театра исторического костюма «El Merosi».

Адрес: г. Самарканд, ул. Регистан, 1Тел.: (+ 998 662) 35 37 80

Коллекция живописи Самаркандского музея

Коллекция живописи Самаркандского музея истории культуры и искусства составляет около 4 тысяч единиц. Она включает образцы живописи, графики, скульптуры и чеканки прошлого и современности.

Здесь хранятся работы знаменитых российских художников Верещагина В.В., Зоммера Р.К., Дудина СМ., Каразина Н.Н., Никитина Г.Н., Николаева A.(Усто Мумина), Бурэ Л.Л., отображающие историю, жизнь и быт народов Средней Азии.

В фондах музея находится семь работ известного художника-реалиста Верещагина В.В. (1842-1904): «Степной ландшафт», «Туземный еврей», «Певец с дутаром», «Степные охотники», «Мулла в училище», «Мирза-бек — посланник бухарского эмира», «Дворец эмира в Самарканде».

Картина Дудина С.М. (1863-1929) «Дервиш» этнографически представляет образ мусульманского аскета начала XX в.

В знаковой картине Николаева A. (Усто Мумина) «Мальчик с перепелкой» (1897-1957) переплелись традиции Востока, итальянского Возрождения и древнерусской живописи.

В работах Бурэ Л.Л. (1897-1943), а их в музее около 400, запечатлены жилые кварталы, архитектурные памятники Бухары и Самарканда, этнографические зарисовки.

Узбекистанская школа художников XX в. представлена картинами Бенькова П.П., Ковалевской Н.Г., Ахмедова Р., Джалалова Б., Исаева А., Калонова А.Д., Чарыева Р.

Адрес: г. Самарканд, Арт-галерея, Центральный паркТел.: (+ 998 662) 33 51 43

Самаркандский областной краеведческий музей

Самаркандский областной краеведческий музей расположен в живописном уголке города, его экспозиция находится в здании старинного особняка, построенного в начале XX века по проекту известного архитектора Е.О.Нелле. Особняк когда-то принадлежал купцу I гильдии Абраму Калантарову.

Во внутренней отделке здания сочетаются европейский и среднеазиатский стили. Строительством и отделкой особняка занимались известные мастера: Усто Хафиз, усто Камол, усто Содик, усто Шамси и другие. Особенно ярко и колоритно отделана мехмонхона – гостиная. Здесь великолепный резной деревянный потолок, расписанный маслом, стены оформлены резьбой по ганчу в стиле «пардоз». Нарядное кружево ганчевых решеток «панджара» прекрасно сочетается с яркими витражами… Такая эклектика соответствовала вкусам хозяина дома — одного из признанных лидеров общины бухарских евреев Самарканда.

Неповторимым рисунком и изяществом отличаются печи, отделанные керамической плиткой, в отделке некоторых залов сохранились нарядные обои и подвесные потолки. В интерьерах особняка интересно сочетаются восточный и европейский стили. Все залы распложены в ряд, образуя анфиладу.

Экспозиция музея представлена двумя отделами: истории и природы.

Отдел истории знакомит посетителей музея с самобытной историей края, начиная с древнейших времен до наших дней. Это увлекательный рассказ о памятниках древности, о местах обитания первобытного человека, в витринах — каменные орудия труда, женские украшения из бронзы.

Об образовании Согда в VIII в. до н.э., одного из древнейших государств Средней Азии и его знаменитой столицы — Самарканде, расскажут представленные в витринах материалы из уникальных археологических коллекций: изделия из керамики и металла, изящные женские украшения. О расцвете древних городов, ремесла и торговли в эпоху раннего и развитого средневековья поведают согдийские монеты и керамические изделия. Уникальны образцы изделий поливной керамики IX-XII веков с эпиграфическим и зооморфным орнаментом, изделия из металла и стекла.

Образно представить эпоху позднего средневековья помогут доспехи воина XVII-XVIII вв. и орудие для вспашки земли — омач XIX вв. Большой интерес для посетителей представляют интерьеры дома крупного землевладельца XIX в. Дом делился на две половины; мужскую — ташкари и женскую — ичкари. Здесь представлен богатейший этнографический материал: одежда, вышивка, бытовая посуда. Это увлекательный рассказ о традиционной национальной культуре, обычаях и обрядах с помощью подлинных предметов декоративно- прикладного искусства.

В экспозиции музея нашли отражение и тема борьбы народов края за независимость, национально-освободительная борьба согдийцев под предводительством Спитамена против греко-македонских правителей, борьба народа против арабских завоевателей под предводительством Муканны, восстание сарбадаров в Самарканде против монгольских завоевателей, национально-освободительная борьба против колониальной политики царской России.

Интересный фотодокументальный материал XIX-нач. XX вв. представлен в отделе истории, он рассказывает о культуре края, о деятельности джадидов, документы свидетельствуют о значительном подъёме общественного сознания народа в этот период.

Продолжают экспозицию интерьеры особняка, где представлена старинная мебель европейского образца XIX столетия.

На втором этаже здания располагается выставка «Самарканд и самаркандцы в годы независимости», рассказывающая о жизни города и достижениях в области сельского хозяйства, экономики, культуры и спорта за годы независимости.

Основным стержнем в развитии экономики государства являются развитие промышленности, сельского хозяйства, банковской системы. За годы независимости в Самарканде были открыты различные совместные предприятия, концерны, среди них филиал объединения «Уз БАТ» по выпуску табачных изделий, совместное предприятие «ИСУЗУ» по выпуску автомобилей, концерны «Пульсар», «ALJ-SAMARKAND» и другие.

На выставке представлены материалы о деятельности этих предприятий.

О развитии хлопководства и животноводства рассказывают материалы ширкатного хозяйства Хожам Низаматова, руководит которым Герой Узбекистана Аваз Эргашев. Его документы представлены на выставке.

Экспозиция отражает огромный духовный потенциал, которым располагает сегодня Узбекистан. Самарканд по праву называют городом студентов. Здесь располагаются такие высшие учебные заведения как Самаркандский Государственный университет, Сельскохозяйственный институт, Государственный медицинский институт, Институт экономики и сервиса, Институт иностранных языков, Архитектурно – строительный институт, Высшее военное автомобильное училище и филиал Ташкентского информационно – технологического университета. Кроме высших учебных заведений за годы независимости открыты лицеи и колледжи различного профиля, большое внимание уделяется подготовке молодых кадров.

Вопросам развития здравоохранения и спорта на выставке уделено большое внимание. В Самарканде проводились международные соревнования, такие как Универсиада-2004, о призёрах Универсиады – рассказывают материалы выставки.

Международный турнир по большому теннису «Самарканд-Челенджер» и чемпионат мира по шашкам, проведённые в Самарканде в 1996 году были посвящены юбилею Амира Темура, В честь 660 летия Амира Темура была проведена международная конференция в Париже. В 1998 году прошли торжества по случаю 1225-летия юбилея великого хадисоведа Имама Аль-Бухори, в селении Хартанг открыт его мемориальный комплекс.

С 1997 года в Самарканде каждые два года проводится Международный музыковедческий фестиваль «Шарк тароналари».

Самарканд – уникальный город-заповедник, большое внимание здесь уделяется вопросам охраны и реставрации памятников древности, материалы о Герое Узбекистана – реставраторе Мирумаре Асадове экспонируются на выставке.

В 2002 году Самарканд как один из древнейших городов мира был включён в Список Всемирного наследия.

В Самарканде регулярно проводится фестивали национальных и культурных центров. Материалы об этом также выставлены в экспозиции.

В 2007 году в Областном краеведческом музее приступили к созданию выставки «Евреи края в прошлом и настоящем». Здесь посетители смогут познакомится с историей создания квартала «Яхудиён», который был создан в Самарканде в 1843 году. На выставке будут представлены документы и материалы рассказывающие о жизни представителей еврейской диаспоры на современном этапе.

Традиционный еврейский квартал «Восток» в Самарканде был расположен в старом городе к востоку от площади Регистан в окрестностях древнего кладбища Чокардиза и мемориала имама ал-Матуриди. Здесь и сегодня сохранились отдельные здания еврейской общины, а также синагога. Обширная коллекция, собранная здесь в 1920-1930-х гг., хранится в фондах Музея истории культуры и искусства. Она включает около 2000 предметов: рукописные и литографированные книги на иврите, фотографии 20-30-х гг., свитки Торы на самаркандской бумаге и коже, пасхальные атрибуты, образцы национальной одежды.

2007 год для Самарканда был юбилейным, торжественно было отмечено — 2750 летие города. В ходе подготовки к юбилею проведены большие работы по благоустройству и озеленению города. Большое внимание уделяется вопросам развития туризма, строительству гостиничных комплексов.

Отдел природы музея отражает разнообразную флору и фауну края.

Естественноисторические коллекции отдела природы Самаркандского краеведческого музея, являются одними из значительных коллекций среди краеведческих музеев Средней Азии. Комплектование фондов началось с момента поступления отдельных экземпляров чучел птиц и млекопитающих, переданных в дар музею представителями интеллигенции Туркестанского края, в период последнего десятилетия XIX века.

В последующие годы его фонды продолжали пополняться. Это были ботанические и энтомологические коллекции Н.В.Андросова И.А.Сухарева, П.А.Благовещенского и других, собранные учеными на территории Туркестанского края и в окрестностях Самарканда вдоль полотна Закаспийской железной дороги, в Ферганской долине, в Киргизии, Туркмении и Таджикистане.

Некоторые из них и в настоящее время представляют несомненный мемориальный, исторический и научный интерес. Например, гербарий известного ученого-ботаника О.А. Федченко и коллекция по минералогии члена Русского географического общества Л.С. Барщевского. Коллекция яиц собрана замечательными учеными А.П. Богдановым и П.Ф. Рыплом в первой половине ХХ-го столетия. Из зоологических сборов значительный интерес представляет коллекция чучел и тушек птиц. Экспозиция отдела природы, представлена следующими разделами: история развития жизни на Земле, палеонтология, физико-географическая характеристика Самаркандской области, минералы и полезные ископаемые, ландшафты, рептилии, ядовитые членистоногие, бабочки, птицы оазисов, яйца птиц, сохранение биоразнообразия в Узбекистане и Самаркандской области.

В отделе геологии демонстрируется коллекция минералов и полезных ископаемых из различных месторождений Самаркандской области.

Большая часть экспозиции отдела природы построена на ландшафтном методе экспонирования, который воссоздает комплекс природных условий: рельеф, растительности и животный мир. В ландшафтной экспозиции показаны следующие экосистемы: песчаная пустыня, адыры, тугайный лес, околоводная экосистема и горы.

Отдельный стенд, посвященный охране природы, знакомит посетителей с основными разделами «Национальной стратегии сохранения биологического разнообразия Республики Узбекистан», принятой в 1998 году. Фотомонтаж и подборка текстов рассказывают о редких видах растений и животных, а также о единственном в Самаркандской области – Зерафшанском заповеднике, в котором ведется работа по международной программе сохранения и восстановления редкого, исконно Среднеазиатского вида животных – бухарского оленя.

 

Адрес: г. Самарканд, ул. А. Джами, 51  Тел.: (+ 998 662) 33 03 52

Дом-музей Садриддина Айни

В старой и новой частях дома сохранились два рабочих кабинета Айни.В первом их них он работал с 1923 по 1937 годы, и написал повести и рассказы «Одина», «Дедушка-раб», «Старая школа», «Смерть ростовщика», романы «Дохунда», «Рабы» и д.р. В новом кабинете были созданы произведения «Ятим», «Герой таджикского народа Темурмалик», «Восстание Муканны», «Воспоминания» и др.

Образ жизни писателя отличался скромностью. Предметы дореволюционного быта в сохраненных жилых комнатах исторически достоверныи типичны для традиционной таджикской и узбекской семьи. Здесь все принадлежало Айни и его семье.

Дом-музей Садриддина Айни (1878-1954), -просветителя, организатора первых новометодных школ в Бухаре, выдающегося поэта и писателя, основоположника современной таджикской и узбекской литературы, расположен в центре древнего Самарканда, недалеко от площади Регистан.

Айни поселяется здесь в 1917 г., после пержитых репрессий со стороны бухарскогоэмира и переезда из Бухары в Самарканд. В этом доме, состоящем из старой (конца XVIII-начала XIX веков ) и новой (1930-е годы ) построек, писатель проживает более 35 лет.

 

Мемориальный дом-музей Файзуллы Ходжаева

 

Музей — великолепный образец бухарского зодчества конца XIX века — разместился в доме отца Ф. Ходжаева, Убайдуллы Ходжи, в старинном квартале Гозиен.Он обрамляет обширные дворы и разделен на две половины : внешнюю (мужскую) и внутреннюю (женскую). Жилые помещения состоят из большой гостевой — «мехмонхона», летних и зимних комнат с замечательными росписями, выполненными бухарскими мастерами.

Высокая деревянная резная галерея «айван» расположена над парадными помещениями двора. В отреставрированных комнатах восстановлено старинное убранство, интерьеры жилых комнат, одежда, посуда и другие предметы быта конца XIX — начала XX вв. В экспозиции, посвященной жизни и деятельности Ф. Ходжаева, помещены немногие сохранившиеся после репрессий документы, фотографии, книги и другие предметы музейного назначения.

Дом-музей посвящен выдающемуся государственному и политическому деятелю Узбекистана, уроженцу Бухары Файзулле Ходжаеву (1896-1938 гг.). Родившись в семье богатого бухарского купца-миллионера, Файзулла Ходжаев в 17 лет примкнул к движению джадидизма, участвовал в деятельности младо-бухарцев. После октября 1917 г. посвятил свою жизнь революции, подготавливал вооруженное восстание и свержение эмирата в Бухаре. В 1920-1924 гг. Ф. Ходжаев возглавлял Бухарскую народную Советскую Республику, а в 1925-1937 гг. был первым Председателем Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР, одним из председателей ЦИК СССР, членом ЦК Компартии Узбекистана.

В июле 1937 года он был арестован и вместе с группой видных революционеров и партийных работников(Н.И. Бухарин, А. Икрамов, Н.Н. Крестинский, А.И. Рыков и др.) предстал на процессе в Москве по так называемому право-троицкистскому блоку, в марте 1938 года расстрелян.Посетители могут познакомиться с традиционной бухарской одеждой XIX-XX вв., обрядом «гаворабандон» (помещение младенца в колыбель), чаепитием с бухарскими сладостями

Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник

Бухарский государственный музей функционирует с 1922 года и сегодня он занимает достойное место среди других музеев Узбекистана.

В фондах и экспозициях Бухарского музея-заповедника представлено свыше 70.000 экспонатов освещающих более чем 2500-летнюю историко — материальную и духовную культуру Бухары, самобытные традиции узбекского народа, которые бережно передавались из поколения в поколение.

В течение более 90 лет в стенах музея собирались и бережно хранились прекрасные коллекции предметов археологии, нумизматики и эпиграфики, декоративно-прикладного искусства, книг и документов, быта и этнографии, коллекция живописи, графики и скульптуры и т.д. Все эти предметы экспонируются в многочисленных экспозициях и выставках музея-заповедника и отражают богатейшую историю Бухары.

Коллекция Бухарского музея-заповедника представлена первоисточниками и материальными свидетельствами истории Бухарского оазиса и охватывает практически все сферы общественной жизни региона. Ближайшими аналогами Бухарского музея-заповедника являются музеи Новгорода, Владимира-Суздаля, Венеции, Афин, Лувра, Метрополиум-музея, Государственного Эрмитажа.

С 1947 года музей располагается в цитадели Арк — бывшей резиденции бухарских эмиров. Здесь же расположен головной офис музея.

В 1985 году музей получил статус Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника. Музей – заповедник включает в себя 12 филиалов, которые объединяют в себе 7 стационарных экспозиций и выставок, расположенных в памятниках архитектуры Бухары, среди них:

  • Арк — краеведческий музей
  • Музей декоративно-прикладного искусства во дворце Ситора и Мохи-Xосcа
  • Музей изобразительных искусств
  • Ромитанский историко-краеведческий музей
  • Мемориальный музей Абу Али ибн Сины
  • Дом-музей бухарского купца кон. XIX нач. XX в.в.
  • Музей истории городища Пайкенд
  • Музей кузнечного ремесла
  • Музей ковров (мечеть Магоки Аттори)
  • Судопроизводсто в Бухаре кон. XVII нач. XX в.в.
  • Музей истории водоснабжения Бухары (мавзолей Чашма и Аюб)
  • Музей памяти имама Аль Бухори
  • Музей Тарикат Бахоутдина Накшбанди

Музеи Хивы

Музей истории Хорезма имени Аль-Хорезми и Беруни

Памятник Аль-Хорезми Земля Хорезма — родина выдающегося ученого-математика средневековья Аль-Хорезми, чьи термины «алгебра» и «алгоритм» вошли в современную науку. В Хиве установлен памятник знаменитому ученому.

Скульптор С. Бабаян изобразил математика в момент углубленных размышлений над очередным трактатом, представленным в виде свитка, длинный закрученный край которого ниспадает с камня на землю.

Музей истории Хорезма имени Аль-Хорезми и Беруни        Музей истории Хорезма имени Аль-Хорезми и Беруни построен к юбилею Аль-Хорезми (архитектор С. Сутягин). Экспозиция музея была перевезена из бывшего дворца Таш-хаули.

Отдел археологии построен на материалах хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством известного востоковеда С. П. Толстова. В древности на территории Хорезма существовали высокоцивилизованные государства. В музее экспонируются археологические находки с древних городищ Койкрылган-кала (III в. до н. э.) и Топрак-кала (VI в. н.э.). В храмовом помещении была найдена скульптура, названная «Хорезмская богиня с сосудом», копию которой можно увидеть в музее. Представляют интерес скульптуры и фрагменты монументальных росписей, найденных во дворце Топрак-кала.

О культуре средних веков рассказывают археологические материалы, макеты архитектурных сооружений, фрагменты керамической облицовки, обнаруженной при реставрационных работах в Ичан-кале и Дишан-кале.

Под другие музеи в Хиве приспособлены памятники средневекового зодчества — бывшие дворцы, мечети, медресе.

Музей прикладного искусства и быта

Музей прикладного искусства и быта Хорезма находится в медресе Казы-Калян и включает произведения XVIII-XIX вв. и некоторые образцы XX в. Гости Хивы могут познакомиться здесь с изделиями народных умельцев, создавших прекрасные образцы ювелирного искусства, ковроткачества, керамики, резьбы по дереву и камню, медной чеканки. Коллекция женских украшений привлекает многообразием технических приемов, характерных для Хорезма. Здесь головные, наплечные, налобные, височные, ушные, носовые, шейные, нагрудные, поясные, наручные украшения, особенность которых — гармоничная связь с одеждой, многоярусность форм, обилие колышущихся подвесок.

Локальными чертами отличалась художественная обработка металла. Орнаментом покрывались вытянутой формы стройные чайники (чойдиши), подносы, кувшины для умывания, котелки для менял, пеналы и т. д. Иногда в орнамент включается надпись, чаще стихотворные высказывания. Образец такого сосуда есть в экспозиции.

В Музее прикладного искусства можно познакомиться со всем многообразием форм хорезмской керамики. В середине XIX в. она переживала свой новый расцвет. В экспозиции представлены произведения известных мастеров — усто Аллакора, усто Юсупкулола, Искандера Калантарова и др. Изделия отличаются художественным своеобразием как в формах, так и в цветовой гамме, преимущественно зеленой. В мотивах росписи керамических изделий мастера из Хорезма используют конкретные предметные изображения — кувшины, ножи, музыкальные инструменты, ружья и т. д. Хорезм славится своим резным деревом. В музее представлено творчество народного мастера Узбекистана, резчика по дереву Ата Палванова, произведения которого экспонировались на международных выставках.

Музей ремесел

Музей ремесел находится в здании медресе Матпана-бая. В нем представлены экспонаты, отражающие быт и орудия труда ремесленников Хорезма.Мастерство кузнецов, оружейников, ювелиров, каменщиков, кожевников, гончаров, ткачей достигло в XIX-XX вв. высокого уровня. Хива славилась своими мастерами-ювелирами, медниками, мастерами росписи по дереву, ковроделами. Здесь работали резчики по ганчу, чеканщики, существовали деревоотделочные мастерские, мастерские по производству шерстяных тканей, изделий из кожи, было развито искусство набойки на ткани. Со многими видами ремесел, с орудиями труда, а также с его результатами можно познакомиться в Музее ремесел — единственном в Узбекистане.

Неподалеку от музея находится кузница.В небольшой мастерской, выходящей на улицу, горит огонь, и на глазах у любопытных зрителей изготавливается  кувшин.

 

Ферганский областной краеведческий музей

Ферганский областной краеведческий музей — один из старейших в Узбекистане.

С 16 октября по 7 ноября 1894 года в г. Новом Маргелане (ныне Фергана) была устроена первая областная сельскохозяйственная и промышленная выставка. Частью оставшиеся коллекции выставки, частью коллекции, пожертвованные разными лицами, послужили основой создания музея.

Приказом губернатора Ферганской области от 2 ноября 1895 г. был учрежден комитет для заведования и дальнейшего развития музея. Он разрешил занять под временное помещение музея четыре комнаты в верхнем этаже губернаторского дома. 4 июля 1897 г. был утвержден Устав музея. К этому времени музей уже насчитывал 1200 предметов и книг.

Торжественное открытие Ферганского областного публичного музея состоялось 26 мая 1899 года, в день столетия со дня рождения А. С. Пушкина. К моменту открытия в нем насчитывалось 2223 предмета и книг. Музей размещался во флигеле губернаторского дома и существовал на частные пожертвования.

Значительные вклады в дело создания музея сделали: О. А. Федченко — жена известного путешественника А. П. Федченко, Императорское русское географическое общество, Императорское Московское общество испытателей природы, Русское археологическое общество, Одесское общество истории и древностей, Нерчинский публичный музей и др.

К сожалению, в 1911 г. из-за прекращения притока частных средств музей был закрыт. Деятельность его возродилась только после установления советской власти в Фергане. В середине 20-х годов прошлого века в музее создается исторический отдел, где в фотографиях, документах отражаются победы советской власти над местными противостоящими отрядами. Позже этот отдел был дополнен материалами об индустриализации и коллективизации, осуществлении культурных перемен в крае. Напряженно работал музей в годы Второй мировой войны, когда сотрудники музея значительно пополнили его фонды материалами о героических подвигах ферганцев на фронтах и их самоотверженной работе в тылу.

С начала 50-х гг. прошлого века музей начинает плановые археологические работы, которые ведут выпускники Ленинградского университета Н.Г. Горбунова и Б.С. Гамбург. Только с 1951 по 1956 гг. фонды пополнились археологическими коллекциями, содержащими 2161 экспонат(в момент открытия музея в его фондах насчитывалось всего 2 предмета археологии). В настоящее время археологическая коллекция музея — одна из богатейших в Ферганской долине: более 10 000 единиц хранения. Это коллекции каменных орудий труда, керамики и бронзы из могильников и поселений, располагавшихся на территории долины, и многие другие.

Всего в фондах музея ныне насчитывается свыше 80 тысяч экспонатов. Помимо археологических материалов, это произведения декоративно-прикладного искусства, коллекции риштанской и гурумcapайской керамики, чеканка, ювелирные украшения, вышивка. Собрана большая, интересная коллекция живописи, включающая произведения первых ферганских профессиональных художников, таких, как М.Н. Янцьн и П.М. Никифорова, народного художника А.Н. Волкова, работы современных ферганских мастеров.

Значительную часть фонда составляют подлинные фотографии, документы, вещественные реликвии по древней и современной истории края.

В годы независимости роль Ферганского музея в общественной жизни области значительно возросла. За последние десять лет сотрудники музея самостоятельно провели ряд экспедиций. При содействии работников музея были организованы такие международные мероприятия, как 1200-летие Ахмада ал-Фаргони и 900-летие Бурханиддина ал-Маргинани. В данное время сотрудники музея ведут археологические раскопки в Куве, Алтиарике и Узбекистанском тумане.

За годы независимости Узбекистана сотрудниками музея было опубликовано несколько монографий. Например, Г.П. Иванов совместно с Институтом археологии Республики Узбекистан опубликовал на двух языках монографию «Город Кува в эпоху Ахмада ал-Фаргони» (на узбекском и на английском). Н. Абдулахатов и Б. Хашимов написали ряд брошюр: «Ахмад ал-Фаргони», «Муйи Мубарак», «Эпоха Бурханиддина ал-Маргинани и его потомки». Кроме этого научные и популярные статьи сотрудников регулярно печатаются как в отечественных, так и в зарубежных научных журналах.

Ежегодно музей посещают более 60 тысяч посетителей. Здесь проводятся уроки истории, географии, литературы, искусства и другие, а также ведутся практические работы студентов, преподавателей, аспирантов, научных работников и т.д.

Областной музей имеет 7 филиалов: Мемориальный музей У. Юсупова в кишлаке Каптархона Ферганского тумана, музей Хамзы Хакимзакде Ниязи в поселке Хамзаабад, мемориальный музей Ю. Ахун-бабаева в г. Маргилане, музей истории Узбекистанского тумана в городе Яйпан, музей Литературы и Искусства в городе Маргилан, музей Хазиний в Учкуприке, музей истории Алтыарикского тумана.

Музей работает каждый день с 9.00 до 17.00

Адрес:Ферганская область, Фергана, ул. Усманхаджаева 26. Тел.: (3732) 243191, 243621, 243261

Факс: (3732) 243191E-mail: fvumbnha@iac.uz

Кокандский краеведческий музей

 

 

Музеи Коканда. Информация об интереснейших музеях Ферганской долины

Кокандский краеведческий музей — один из старейших в Узбекистане. Музей был открыт в 1925 году в бывшем дворце кокандского правителя Худоярхана. Комплекс «Урда» был построен в середине XIX в. В этом памятнике народного зодчества гармонично сочетаются многие виды традиционного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву и ганчу, изразцовое искусство.

Дворцовый фасад с четырьмя минаретами украшен мозаикой из цветной керамики. К главному входу ведет широкий пандус, а входные ворота дворца — настоящий шедевр резьбы по дереву. Купольное помещение дарвоза-хоны украшено крупным ганчевым узором. В убранстве тронного зала Худоярхана были применены все виды традиционного прикладного искусства, а потолок украшен 14-ю резными углублениями — хавзаками с золотистыми узорами. Большой парадный двор «Урды» с трех сторон окружен айваном, своды которого поддерживают 21 резная колонна.

Дворец Худоярхана является свидетелем всех важнейших событий, которые происходили в Коканде. В 1876 году в Коканд вошли царские войска, захватили дворец. Когда ханство пало, во дворце расквартировался русский гарнизон. В тронном зале расположилась православная церковь, были открыты мужская и женская приходские школы. После Октябрьской революции, в 20-е годы, здесь расположилось правление «Кошчи», союза бедняков-крестьян.

В 1924 году во дворце была открыта сельскохозяйственная выставка Ферганской области, а через год в 1925 году на базе этой выставки решено было открыть музей. В годы Второй мировой войны здесь располагался военный госпиталь. Музей состоит из шести отделов: отдел истории, отдел искусства, отдел современной истории, отдел природы, отдел научно-просветительской и массовой работы, фонды.

В состав музея входит 4 филиала:

Дом музей Хамзы Хаким-заде Ниязи; Худжра-музей Мукими; Дом-музей Кодиржон Хайдарова;

Архитектурный комплекс Джами.

Фонды музея составляют более 30.000 экспонатов, каждый их которых яркое подтверждение богатой истории Коканда, его самобытной культуры и искусства.

Коллекция изобразительного искусства знакомит с живописью и скульптурой мастеров Западной Европы, России, Узбекистана.

Отдельного внимания заслуживает коллекция рукописей и редких литографических изданий. С XVII в. город известен как центр по производству Кокандской шелковой бумаги. Книги, выписанные изумительной вязью кокандскими каллиграфами, ценились чрезвычайно высоко. Особую ценность представляет Коран с личной печатью Худоярхана и документы ханского архива — приказы, распоряжения, грамоты.

Сотрудники музея проводят большую научно-исследовательскую и научно-просветительскую работы: исследуется история Кокандского ханства, Коканд колониального периода, политические репрессии 30-х годов в Коканде, топонимика города и окрестностей, городские махалли, современная история. Ежегодно фонды музея пополняются различными экспонатами.

За год музей и его филиалы посещает свыше 70 тысяч посетителей: иностранные туристы, любители старины, школьники, студенты. В музее совместно с различными общественными организациями, с домами культуры и библиотеками, высшими и средними учебными заведениями, школами проводятся выставки, конференции, семинары, тематические вечера, встречи с интересными людьми, смотры и конкурсы, фестивали и народные гуляния.

Коканский краеведческий музей, отметивший в 2010 г. своё 85-летие, по праву считается одним из старейших музеев Узбекистана.

Музей работает без выходных с 9:00 до 17:00. Стоимость входного билета: 2 US$

Стоимость фотографирования в музее: 0.3 US$ Стоимость видеосъемки в музее: 1.5 US$

Стоимость экскурсии по музею: 3.5 US$

Адрес: ул. Истиклол, 2 Коканд, Ферганская область Узбекистан, 713000

Тел: (998-7355) 3-60-46, 2-68-39 Факс: (998-7355) 2-68-39. E-mail: kokandmuseum@mail.ru

Термезский археологический музей

 

Термезский археологический музей был открыт 2 апреля 2002 года в честь 2500-летия города Термеза.

Фонды музея насчитывают более 27 000 предметов материальной и духовной культуры региона, состоявшие из коллекций археологии, нумизматики, живописи, скульптуры, фотографий, предметов быта и т.д. Термезский Археологический музей считается единственным в своем роде специализированным музеем в регионе Центральной Азии.Во входном зале музея установлены, относящиеся к разным историческим эпохам, уникальные статуи из камня и гипса, каменный бассейн и керамические сосуды (хумы) большого размера. Здесь же экспонируется рельефная карта области, где обозначены 20 археологических памятников, относящихся к разным периодам истории региона. В девятиосновных залах музеявыставлены экспонаты, найденные в Сурхандарьинской области, начиная с примитивных каменных орудий первобытного человека вплоть до произведений искусства, выполненных руками искусных мастеров. Они расположены в хронологическом порядке (от 100 тыс. до н.э. и до начала ХХ в. н.э.).

Научная библиотека и архив Археологического музея были созданы на базе библиотечного фонда областного краеведческого музея и насчитывают более 16 000 уникальных книг, периодических изданий и архивных документов. Имеются ценные рукописные и литографические издания на арабском, персидском и на европейских языках.

Термезский археологический музей состоит из следующих научных отделов:

  1. Отдел эпохи камня и бронзы.
  2. Отдел эпохи эллинизма и Древней Бактрии.
  3. Отдел Кушанской культуры Северной Бактрии.
  4. Отдел раннесредневековья Северного Тохаристана.
  5. Отдел развитого средневековья.
  6. Отдел эпохи ханств.
  7. Отдел нумизматики.

Научные сотрудники музея ведут активную работу в исследовании археологических памятников на территории Сурхандарьинской области. Изучаются научные произведения и статьи ведущих учёных-историков и археологов, на прессе объявляются научные статьи, издаются буклеты, производятся переводы ценных рукописей, уделяется большое внимание на изучение и сохранение экспонатов музея. Музей работает без выходных с 9:00 до 18:00.

Стоимость входного билета: 2 US$. Стоимость фотографирования в музее: 2 US$.

Стоимость видеосъемки в музее: 4 US$.

Музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого

Нукус – это столица Республики Каракалпакстан в составе Узбекистана с населением не более 1,6 млн. жителей. Более 80% территории Каракалпакстана занимают жаркие пустыни, а на севере республике находится высыхающее Аральское море.

И в этом отдаленном уголке земного шара спрятан от внешнего мира этот удивительный, уникальный музей, в котором московский художник и этнограф Игорь Савицкий, приехавший в Нукус в середине 50х гг. прошлого столетья с одной из советских экспедиций, в течение 17 лет с маниакальной одержимостью собирал десятки тысяч произведений искусства со всех уголков Советского Союза.

 

Дом-музей семьи Шамуратовых 

В 1998 г. был торжественно открыт Дом-Музей Амета и Айимхан Шамуратовых. Здание Дома-музея находится в городе Нукусе, по улице, названной в честь Героя Советского Союза, уроженца Муйнака Николая Сараева.

Шамуратов Амет (1912-1953) — видный каракалпакский писатель, переводчик, общественный и государственный деятель, член Союза писателей СССР, председатель Союза писателей Каракалпакстана (1952). Как писатель Шамуратов Амет широко известен своими повестями и рассказами «В старой школе», «Мои встречи с тигром», драмой «Кырк кыз», поэмами и стихотворениями.

Айимхан Шамуратова (1917-1993) является одной из первых каракалпакских артисток, с детства мечтавшей о театральной карьере и воплотившей свою мечту на сцене театра музыки и драмы имени Бердаха (бывш. К.С.Станиславского). Трудно отделить в ее творчестве сценическое искусство от вокального исполнения, что в итоге составило культурное явление «искусство Айимхан Шамуратовой». За долгую сценическую жизнь, он сыграла более 100 ролей в пьесах каракалпакских, казахских, русских и узбекских драматургов. Она признавалась: «Меня с детства сопровождают мелодии «Бозатау», «Сорколь», «Аксунгуль». Эти мелодии легли в основу каракалпакских народных песен и песен на слова народных поэтов Бердаха, Ажинияза. Именно в ее исполнении каракалпакская песня приобрела специфическое звучание, своеобразную тональность, национальное своеобразие, что стало примером подражания для других исполнителей.

Искусство Айимхан Шамуратовой, ее личность, вклад в развитие отечественной культуры, вызывали восторженные отзывы, поэтические отклики литераторов.0

Велик вклад артистки в духовную жизнь народа. Жизнь и творчество прославленных в Каракалпакстане супругов стали достоянием не только близких, друзей и поклонников. Оба они принадлежат той славной когорте строителей новой культуры, которые больше всего на свете любили свободу и возможность самобытно и ярко выразить это чувство в своем творчестве. После их кончины в их честь названы улицы, школы, открыт Фонд имени Айимхан Шамуратовой.

Вся экспозиция Дома-музея построена на основе личных вещей супругов, материалов богатого архива актрисы: фотографии, книги, документы, портреты, концертные атрибуты — свидетельствующих об их совместном пути. Постепенно, коллекция Музея пополнилась изделиями народного промысла каракалпаков: ковротканными изделиями, предметами быта, ювелирными изделиями, предметами недавнего прошлого.На фотографиях — люди, которые создавали историю Каракалпакстана, цвет отечественной культуры: писатели, артисты, ученые, видные государственные и общественные деятели ХХ века: Матеке Жуманазаров, Пиржан Сеитов, Сабыр Камалов, Каллибек Камалов, Нажим Давкараев, Марат Нурмухамедов, Жолмурза Аймурзаев, Ибрагим Юсупов, Генжебай Убайдуллаев, Жапак Шамуратов, Гульхан Ширазиева, Тарбия Жолымбетова, Оразгуль Алламуратова, Тохта Рахманова, Юлдаш Мамутов, Юлдаш Шарипов др.

Музей — своеобразная визитная карточка самобытной культуры каракалпаков.

Это музей той эпохи, когда простые труженики были вовлечены в строительство новой, небывалой культуры. Это ХХ век со всеми своими достижениями и ошибками. Представленная в Музее экспозиция позволяет проследить тесные связи каракалпакской литературы и искусства с узбекской, русской, казахской, туркменской и азербайджанской культурами, связующим звеном которых являлись супруги, поддерживавшие тесные отношения с деятелями многих стран.

Благодаря этому входишь в мир современной каракалпакской артистки, впитавшей лучшие традиции отечественной и европейской культуры и положившей начало собственным. Здесь воссоздан ее мир: пестрое смешение стилей, эпох, традиций, когда дамская шляпка с вуалью «а-ля 30-е годы» соседствует с национальным женским головным убором, позолоченные туфельки на каблучках — с сапожками, расшитыми национальным узором. В экспозиции приведены подлинные письма, документы, телеграммы супругов друг к другу, к друзьям. Здесь же благодарственная телеграмма Иосифа Сталина артистке, собравшей в годы войны концертной деятельностью средства на строительство боевых самолетов для фронта.

Это Музей обычной каракалпакской женщины, которая, оставшись вдовой, одна подняла семерых детей. Как и многие ее современницы, всем смертям назло, достойно прошла через жизненные испытания и сохранила в себе лучшие качества своих героинь, созданных на сцене.

Одним из направлений Фонда стало изучение и распространение песенного и драматургического искусства Айимхан Шамуратовой.

При Музее открыты танцевально-этнографический ансамбль «Айымхан лапызы» (Напевы Айимхан), кружки по изучению иностранных языков (русский, английский), кружок по изучению национальной вышивки, детский дошкольный кружок.

Немецкий журнал «Фройе вельт» писал о Айимхан Шамуратовой как о женщине с необычайной судьбой, сумевшей сохранить любовь и преданность театру, сценическому искусству, и будучи вдовой, поднявшей на ноги семерых детей.

Музей работает без выходных с 9:00 до 18:00. Стоимость входного билета: 2 US$

Адрес:ул. Н.Сараева, 29г. Нукус, Республика Каракалпакстан, Узбекистан, 713000

Тел: (+998-61) 222-11-00, 222-34-52

Музей Бердаха

 

В 1997 году, в связи с 170 летним юбилеем великого каракалпакского поэта-мыслителя Бердаха, было решено создание музея имени Бердах. В 1998 году при Каракалпакском государственном университете было построено здание музея.

Общая площадь музея 1, 26 кв.м. и представляет собой трехэтажное здание с одним большим и шестью малыми куполами. Автором является известный в республике архитектор, лауреат государственной премии имени Бердаха Орынбай Торениязов.

Музей-сокровищница культурного наследия народа, нации. Музей — зеркало истории, где отражается весь исторический путь, с древнейших времен по сегодняшний день пройденный народом. Музей Бердаха, оправдывая свое призвание, украшает город своей оригинальной архитектурой.

Цитируя ученых, можно с уверенностью говорить, что Бердах был первым историком каракалпакского народа. Его произведение «Шежире» воистину является генеалогией целого народа и не только каракалпаков, а содержит в себе сведения о тюркских народах в целом. В «Шежире» встречаются имена около 300 персонажей, которые являются историческими личностями и играли определенную роль в истории народа. Есть произведения поэта, поэмы посвященные национальным героям, как «Амангельди», «Ерназар бий» и другие, образы которых по сей день хранятся в памяти народа.

Помимо поэзии, Бердах обладал и талантом «Бахсы» и славился не только среди каракалпаков, но соседних народов: узбеков Хорезма и туркмен.

Учитывая все это, в музее выставлены экспозиции, показывающие историю, этнографию и культуру каракалпаков. Предусматривается органигзация специальных тематических залов археологии, этнографии, искусства и истории. Особый интерес у посетителей вызывает зал рукописей, где хранятся письменные памятники на арабском, персидском и тюркском языках, сохранившиеся до наших дней.

В будущем, музей имеет надежды стать центром по реставрации, консервации и изучению письменных памятником в Каракалпакии, тем самым вобрав в себя и функцию научно-познавательную.

По выставленным экспозициям, посетители получают знания об истории образования и воспитания в Каракалпакии, вобрав в себя материалы о духовных учебных заведениях прошлого и настоящего — медресе и мектебax, первых советских учебных заведениях, об истории становления высшего и среднего образования в Каракалпакии.

Адрес:ул. Ч. Абдирова, 1город Нукус   Стоимость билетов: от 0, 5 до 1 US$

Краеведческий музей Каракалпакстана

Краеведческий музей Каракалпакстана один из старейшихнаучно-просветительских учреждений не только в низовьях Амударьи и Приаралья, но и во всей Центральной Азии. В 2009 году этому музею исполнится 80 лет.

Как свидетельствуют архивные источники, в 1929 году в Турткуле — бывшей столице республики был организован краеведческий музей, и 16 мая того же года открылась его первая выставка.

Сегодня это один из самых известных музеев в регионе. Если в первые годы существования в музее было всего несколько десятков экспонатов, то сегодня их насчитывается более 56 тысяч.

Фонды музея ежегодно пополняются новыми экспонатами. Большую роль в этом, несомненно, играют экспедиции в районы республики, археологические раскопки. Налажены тесные контыкты с Каракалпакским отделением Академии наук Республики Узбекистан, Каракалпакским университетом, школами и колледжами, вместе с которыми продолжается работа по приобретению предметов народно-прикладного искусства, созданию новых экспозиций, посвященных современному Каракалпакстану. А сколько самых различных мероприятий проводятся в музее! Это — вечера памяти, юбилеи, встречи, семинары, выставки, музейные уроки, лекции и практические работы со студентами ВУЗов.

Каждый отдел музея богат и неповторим по-своему. Залы природы очень любят дети. Прекрасно оформленные, они переносят посетителей в бескрайние дали, уносят вместе с птицами высоко в небеса. Большой интерес вызывают диорамы «Устюрт», «Кызылкумы», «Аральское море», «Водоплавающие», «Тугаи», животный и растительный мир (флора и фауна) характеризующие республику.

А как интересен отдел археологии! Ведь именно отсюда начинается экскурс в историю нашей древней земли. На территории республики насчитываются около 200 археологических памятников, останков древних городищ. Макет древних городищ — Топырак кала, Койкрылган-кала, предметы быта, орудия труда свидетельствуют о том, как давно люди жили в этих городах, сколько минуло веков с той поры. Особый интерес у посетителей привлекает мраморный капитель, относящийся в V-IV вв. до нашей эры, найденный в горах Султануиздага, расположенный на территории Берунийского района.

Но самой яркой является экспозиция народно-прикладного искусства. Здесь широко представлены шедевры народных умельцев. Это живое дерево ремесел, посаженное руками вышивальщиц. Чудные фантазии, воплощенные в вышивках, в ткачестве, в ювелирных и ремесленных изделиях не имеют аналогов. Радует глаз кок койлек, жегде, шайкалта, шыныкап, шанаш, киймешек и другие вышитые изделия. А вытканные ковровые изделия — керги, каршын, коржын и принадлежности юрты ак баскур, кызыл кур, жанбау, аякбау, различные паласы вводят нас вглубь веков.

Непомерно восторгаешься нежностью ювелирных изделий, такими как хайкель, онирмоншак, айшык, туйме, аребек, серьги, браслеты и кольца, оправленные драгоценными камнями сердолик, бирюза, кораллы. А музыкальные инструменты, изготовленные в те давние времена, такие как дутар, кобыз, шынкобыз, сырнай, баламан и сегодня не потеряли предназначения в исполнительском искусстве.

Самым дорогим экспонатом, подчеркивающим быт и этнографию каракалпаков, является юрта. Каракалпакская юрта своим убранством и красотой резко отличается от жилищ других народов.

Отдел новой истории музея показывает достижения республики в годы независимости.

Музей является уникальным эстетико-воспитательным центром и храмом истории. Сотрудники музей стараются сохранить для потомков творения их предков, бережно сохраняя каждый экспонат. Без прошлого нет будущего, и дорога к этому храму истории открыта каждому.

Музей работает:- ежедневно:    с 9:00 до 17:00; — суббота:           с 10:00 до 16:00;

Адрес:ул. Каракалпакстан, 2г. Нукус, Республика Каракалпакстан, Узбекистан, 713000

Тел: (+998-61) 222-73-92, 222-73-89, 222-73-88

Музеи Муйнака

Внимание посетителей Муйнака начинает привлекать городской музей краеведения, собранный в 80-е годы доктором Есеркеповым. В экспозиции музея представлены фотографии об истории региона, народно-прикладное искусство народов, проживавших на побережье Арала, флора и фауна, а также живописные картины художников Рафаэля Теватросовича Матевосяна и Фаима Юсуповича Мадгазина. Оба художника посвятили огромное количество своих полотен теме Амударьи и Аральского моря.

Рафаэль Теватросович Матевосян родился в 1924 году в г.Самарканде. С 1930 по 1962 годы его семья проживала в Баку. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1962 году Р.Т.Матевосян совершая творческую поездку в Каракалпакстан, где впервые знакомится с Аралом.

В Муйнаке знакомится с жизнью рыбаков и впервые выходит с ними в море на рыбацких сейнерах. С тех пор он, знакомясь с тяжелым трудом рыбаков и местных жителей, заболевает темой Арала. Огромная творческая часть жизни художника целиком посвящена теме Арала и людям этой земли. Он жил и работал на рыбацких судах, спал в матросских кубриках. Писал этюды еще неизвестных мест и в тоже время проводил первые персональные выставки на судах для тружеников моря. Вместе с геологами летал на плато Устюрт и острова вокруг моря.

В 1967 году мастер кисти увидел начавшееся отступление моря. Его он запечатлел на написанном с натуры полотнах «Море ушло», «Судна в песках». И, таким образом, с этих картин начинается новый цикл работ о гибнущем Арале. В него входят полотна «Причал в песках», «На вечном приколе», «На мели», «Надежда». К сожалению, сегодня вся эта история сохранилась только лишь в полотнах Р.Т.Матевосяна.

Его работы выставлялись во многих странах мира и были восприняты с огромным воодушевлением.

Сегодня многие молодые жители не знают, как выглядело Аральское море. Серия картин Матевосяна — единственная в мире и уникальна, она повествует о превращении голубого и богатого Арала в безжизненную пустыню, часто именуемую сегодня «Арал кумами».

Взорам посетителей бросаются работы Фаима Юсуповича Мадгазина, написанные в уникальном колорите и жанре. Его произведения насыщены лирическими и спокойными тонами. Такие работы как «Рассвет над Амударьей», «Берег Амударьи», «Лунная ночь» богаты поэтической красотой, и через это художник показывает живописную окраску и гармонию побережья Амударьи.

Большое количество произведений посвящены природе и повседневной жизни тружеников моря и побережья реки Амударьи. Это «Пристань в Ходжейли», «Зима», «Урга», «Каттагар», «Порт Учсай», «Аральское море», «Муйнак», «Муйнакский рыбоконсервный завод».

Через картины художников посетители музея смогут ознакомиться с историей края, с его прошлым и настоящим

.

 

Арал умирает

 

Еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляли никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название. Ведь слово «арал» в переводе с тюркского языка означает «остров». Наверное, наши предки считали Арал спасительным островом жизни и благополучия среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов.

Справка по аральскому морю. Арал — бессточное соленое озеро-море в Узбекистане и Казахстане. К 1990 г. площадь составила 36, 5 тыс. кв. км (в том числе так называемое Большое море 33, 5 тыс. кв. км); до 1960 г. площадь равнялась 66, 1 тыс. кв. км. Преобладающие глубины 10-15 м, наибольшая — 54, 5 м. Свыше 300 островов (наиболее крупные — Барсакельмес и Возрождения). Однако из-за неразумной деятельности «властелина природы» — человека, особенно в последние десятилетия, ситуация резко изменилась. Уже к 1995 году море потеряло три четверти водного объема, а площадь поверхности сократилась более чем наполовину. Ныне обнажилось и подверглось опустыниванию свыше 33 тысяч квадратных километров морского дна. Береговая линия отступила на 100-150 километров. Соленость воды возросла в 2, 5 раза. А само море разделилось на две части — Большой Арал и Малый Арал. Одним словом, Арал высыхает, Арал умирает.

Последствия Аральской катастрофы уже давно вышли за рамки региона. С высохшей акватории моря ежегодно, как из кратера вулкана, разносятся свыше 100 тысяч тонн соли и тонкодисперсной пыли с примесями различных химикатов и ядов, пагубно влияя на все живое. Эффект загрязнения усиливается тем, что Арал расположен на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток, способствующего выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы. Следы солевых потоков прослеживаются по всей Европе и даже в Северном Ледовитом океане.

Анализ динамики обмельчания Арала и опустынивания прилегающих регионов приводит к печальному прогнозу полного исчезновения моря к 2010-2015 годам. Как результат — образуется новая пустыня Арал-кум, которая станет продолжением пустынь Каракумы и Кызылкумы. Все большее количество соли и различных высокотоксичных ядов будут в течение многих десятилетий разноситься по всему земному шару, отравляя воздух и разрушая озоновый слой планеты. Исчезновение Арала грозит также резким изменением климатических условий прилегающих к нему территорий и всего региона в целом. Здесь уже сейчас заметно сильное ужесточение и без того резко континентального климата. Лето в Приаралье стало более сухим и коротким, а зима более холодной и длинной. А первым от такой ситуации страдает, естественно, население Приаралья. Прежде всего оно испытывает острую нужду в воде. Так, при средней норме 125 литров в день местные жители получают только 15-20 литров. Но не только нужда в воде обрушилась на многомиллионный регион. Сегодня он страдает и от нищеты, голода, а также различных эпидемий и болезней.

Арал всегда был одним из богатейших поставщиков морепродуктов. Теперь же уровень солености воды настолько велик, что большинство видов рыб погибло. В тканях тех рыб, которые вылавливаются ныне, нередко обнаруживают непомерно высокий уровень пестицидов. Что, конечно же, негативно сказывается на здоровье приаральцев, не говоря уже о том, что происходит угасание рыболовной и перерабатывающей промышленности и люди остаются без работы.

Существует множество различных мнений относительно причины исчезновения Арала. Кто-то говорит о разрушении донного слоя Арала и перетекании его в Каспийское море и прилегающие озера. Кто-то утверждает, что исчезновение Арала — процесс естественный, связанный со всеобщим изменением климата планеты. Некоторые видят причину в деградации поверхности горных ледников, их запылении и минерализации осадков, питающих реки Сырдарью и Амударью. Однако наиболее распространенной является все же изначальная версия — неправильное распределение водных ресурсов, питающих Арал. Реки Амударья и Сырдарья, впадающие в Аральское море, ранее являлись основными артериями, питающими водоем. Когда-то они доставляли в замкнутое море 60 кубокилометров воды в год. Ныне — около 4-5.

Как известно, обе реки берут свое начало в горах и проходят через территории Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и Туркмении. С 60-х годов основная часть водных ресурсов этих рек стала уходить на орошение сельхозугодий и водоснабжение Центрально-Азиатского региона. Как результат, русла впадающих рек зачастую просто не доходят до умирающего моря, теряясь в песках. При этом только 50-60% забранной воды доходит до орошаемых полей. Кроме того, из-за неправильного и неэкономичного распределения воды Амударьи и Сырдарьи где-то происходит заболачивание целых районов орошаемых земель, делая их непригодными, а где-то, наоборот, создается катастрофическая нехватка воды. Из 50-60 млн. гектаров земель, пригодных для земледелия, орошается только около 10 млн. гектаров.

Государствами Центральной Азии и международным сообществом принимаются меры по решению проблем Приаралья. Однако они, к сожалению, большей частью направлены не на борьбу с первопричиной экологической катастрофы, а продиктованы, в первую очередь, стремлением ликвидировать ее последствия. Основные силы и средства, выделяемые государствами и международными гуманитарными организациями, уходят на поддержание жизненного уровня населения и инфраструктуры региона. О восстановлении моря практически забыли.

Следует также подчеркнуть, что сегодня мировой капитал заботит не столько судьба самого Аральского моря, сколько природные запасы региона. Прогнозные запасы газа здесь составляют 100 млрд. кубометров, а нефти — 1-1, 5 млрд. тонн. В бассейне Арала уже ведется поиск нефти и газа японской корпорацией JNOC и британо-голландской компанией Shell. В привлечении мировых инвестиций видят спасение региона и многие местные чиновники, сознавая огромную выгоду и для себя. Однако вряд ли это решит проблему Аральского моря. Скорее всего, разработка месторождений только ухудшит экологическую ситуацию в регионе.

Площадь Арала сократилась вдвое

Снимки Аральского моря, полученные недавно Европейским Космическим Агентством, подтверждают печальную участь некогда одного из крупнейших озер мира. На фотографиях можно увидеть, как выглядел Арал в 1985 году, и как — в этом. Более ранний снимок принадлежит американскому агентству НАСА. Последние съемки были сделаны спектрометром Meris, установленным на борту спутника Envisat, в июне 2003 года. Meris способен наблюдать практически над любой точкой Земли.

За 18 лет площадь Аральского моря сократилось практически вдвое. За это время соляная пустыня, образовавшаяся в 1990-х годах, распространилась на тысячи квадратных километров. Обнаженное засоленное дно содержит токсичные вещества, попадавшие долгие годы в море с промышленными сливами и бытовыми отходами.

Согласно последним данным, засоленность моря увеличилась в пять раз. Это, в свою очередь, привело к исчезновению рыбы.

Высыхание Арала сказалось не только на прибрежных районах, где рыбацкие хижины остались пустовать далеко от нынешних берегов. Раньше в Приаралье царствовал континентальный климат. Арал выступал в роли своеобразного регулятора, смягчая ветры зимой и уменьшая жару в летние месяцы.

Сравнительная таблица снижения показателей по годам

Показатели     1960     1990     2003     2004     2007     2008     2009     2010

Уровень воды, м        53,40   38,24   31,0

Объём, км3    1083     323       112,8                  75

Площадь поверхности, тыс.км2       68,90   36,8      18,24   17,2      14, 183              10,579 11,8      13,9

Минерализация, ‰  9,90      29         78,0      91         100

Сток, км3/год 63         12,5      3,2

В последние 10 лет в регионе отмечалось ужесточение климата. Лето стало более сухим и коротким, зимы — длинными и холодными. Продуктивность пастбищ уменьшилась наполовину. Люди, уставшие бороться с болезнями и нищетой, стали покидать насиженные места.

 

Виновник — мелиорация

По Аральскому морю проходит граница между Казахстаном и Узбекистаном. Реки, питающие его — Амударья и Сырдарья — берут свое начало далеко в горах Памира и проходят долгий путь прежде, чем впасть в Арал.

До 1960 года Аральское море было четвертым по величине закрытым водным бассейном в мире. Главная причина гибели Арала заключается в осознанном изъятии из притоков Аральского моря водных ресурсов для орошения хлопковых плантаций.

Кроме того, за эти годы население региона увеличилось в два с половиной раза, примерно во столько же увеличился общий объем водозабора воды из рек, питающих Арал.

В 1962 году уровень Аральского моря колебался около отметки 53 метров. За последующие 40 лет он снизился на 18 метров, а объем воды в море уменьшился в пять раз.

В свое время для решения проблемы Арала был создан Международный фонд по спасению Аральского моря, куда входят приаральские государства. Однако среди его членов отсутствует согласие, и его работа оказывается неэффективной.

Несмотря на то, что были предприняты меры по снижению водозабора, Аральское море продолжает высыхать. По мнению специалистов, для поддержания стабильности Арала необходимо увеличить приток воды в 2, 5 раза.

История катастрофы

Аральское море — один из крупнейших внутриконтинентальных замкнутых солоноватоводных водоемов земного шара. Расположенное в центре среднеазиатских пустынь, на высоте 53 м над уровнем океана, Аральское море выполняло функции гигантского испарителя. Из него испарялось и поступало в атмосферу около 60 куб.км воды. До 1960 года Аральское море было четвертым крупнейшим по площади озером мира. Только за последние 30 лет площадь орошаемых земель увеличилась в 2 раза, а использования ограниченных водных ресурсов — в 2, 5 раза. Начало активного орошаемого земледелия в регионе прослеживается с VI-VII вв. до н.э. и совпадает с наивысшим расцветом древнейшей цивилизации, где орошение являлось основным решающим фактором исторического и социально-экономического развития. С развитием земледелия на естественные периоды колебания моря начинают заметно влиять и антропогенный фактор, изменяющий стоки рек Сырдарьи и Амударьи. Особенно заметно это отражается в настоящее время. Несмотря на то, что наблюдается интенсивное таяние ледников, которое должно было привести к увеличению уровня зеркала Аральского моря в течение последних 25 лет, происходит катастрофическое уменьшение крупнейшего в мире внутреннего водоема.

В последние три десятилетия интенсификация орошаемого земледелия, которое в Центральной Азии и Казахстане сосредоточено на землях предгорных участков равнины и по течению Амударьи и Сырдарьи, повлекла за собой все возрастающее безвозвратное изъятие вод из этих водных артерий, питающих Аральское море.

Основной причиной сложной экологической обстановки в Приаралье явилось крупномасштабное антропогенное вмешательство. Повсеместное расширение площадей под орошение в долинах рек Сырдарья и Амударья сопровождалось не только изъятием воды, нарушением гидрологического режима рек, засолением плодородных земель, но и внесением в окружающую среду громадного количества химических веществ. Усыхание Аральского моря вызвало ряд негативных последствий. Прежде всего исчезли дельтовые озера и тростниковые плавни, а иссушение территории привело к формированию громадных солончаковых пустошей, ставших поставщиками солей и пыли в атмосферу. Большая часть территории региона используется в качестве естественных кормовых угодий. Пастбища подвержены значительным нагрузкам и процессам антропогенного опустынивания, что приводит к их деградации, сведению растительного покрова, формированию перевиваемых песков.

В последние 5-10 лет за счет процесса высыхания Арала, отмечается заметное изменение климатических условий Приаралья. Ранее Арал выступал в роли своеобразного регулятора, смягчая холодные ветры, приходившие осенью и зимой из Сибири и, уменьшая, словно огромный кондиционер, силу жары в летние месяцы. С ужесточением климата лето в регионе стало более сухим и коротким, зимы — длинными и холодными. Вегетативный сезон сократился до 170 дней. Продуктивность пастбищ уменьшилась наполовину, а гибель пойменной растительности снизила продуктивность поймы в 10 раз.

Сегодня Арал и окружающие его территории стали всемирно известными вследствие антропогенной экологической катастрофы. С ростом водопотребления, связанного с освоением новых орошаемых площадей, занятых в основном хлопчатником и рисом; увеличением населения, преимущественно занятого сельскохозяйственным производством, приток воды в море из двух основных речных систем бассейна — Амударьи и Сырдарьи — почти полностью прекратился.

Мавзолей на дне Аральского моря

На дне Аральского моря в Казахстане обнаружено древнее погребение — остатки мавзолея, возведенного около 600 лет назад.

По мнению некоторых экспертов, эта находка свидетельствует о том, что Аральское море высыхало задолго до того, как началось нынешнее его обмеление, и что перепады уровня воды носят циклический характер.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*