Покинутые города Средней Азии

Покинутые города Средней Азии

 

Куня-Ургенч

Обширное плоское городище средневекового Ургенча усеяно черепками керамики; из-под земли кое-где проступают куски кирпичной кладки. Четыре мавзолея, минарет и портал караван- сарая — вот и все, что осталось от некогда великолепной столицы государства хорезмшахов.

Упоминания об Ургенче встречаются в исторических источниках с начала нашей эры. В X веке он был уже крупным торговым центром, а с 995 г. стал столицей Хорезма. В 1220 году географ Якут писал о нем: «Не думаю, что в мире был (город), подобный главному городу Хорезма по обилию богатства, величине столицы, количеству населения…» После разгрома в 1221 г. войсками Чингисхана Ургенч уже к концу XIII в., раньше других среднеазиатских городов, выходит из кризиса. Наступает новый расцвет столицы Хорезма. В 30-х годах XIV в. географ Ибн — Батута считает его «самым большим»: …У него красивые базары и широкие улицы, и многочисленные постройки», среди которых была даже больница. Конец XIV в. оказался для Ургенча роковым: пять раз ходил на него походами Тимур, разоряя, уводя ученых, врачей, строителей и различных мастеров. В 1388 г. он отдал город войскам на разграбление и приказал, пишет историограф Тимура, «перевести жителей в Самарканд, а город Ургенч, совершенно разрушив, засеять ячменем».

Время довершило уничтожение. Лишь сохранившиеся на городище Куня-Ургенч здания XII и XIV вв. свидетельствуют о некогда блистательном расцвете города.

 

Мавзолей Текеша, 1220 г.

Мавзолей представляет один из архитектурных типов усыпальниц Востока, наиболее распространенных в Хорезме: кубическое здание завершено декоративным шатром на барабане. В облицовке мавзолея — характерное для Хорезма XII в. сочетание терракотовых плиток и глазурованных кирпичей.

 

Минарет Кутлуг-Тимура, 1321- 1326 гг.

Минарет- один из самых высоких в Средней Азии (62 метра, 143 ступени винтовой лестницы внутри ствола). Лестница вела в деревянный фонарь наверх минарета. В облицовке выложена из кирпича надпись с указанием времени его постройки.

 

Мавзолей династии Суфи, 60-е годы XIV  в.

Мавзолей известен под названием Тюрабекханым. В монументальном здании развит один из композиционных вариантов восточных мавзолеев — многогранной ротонды со ступенчатым силуэтом.

 

Куня-Ургенч. Мавзолей Фахреддина-Рази, XII в.

Так называют усыпальницу одного из хорезмшахов, Иль-Арслана. Миниатюрное здание представляет собой своеобразный тип мавзолея хорезмского зодчества с шатровым завершением. Необычна композиция главного фасада, расчлененного нишами. Уникален его резной декор. Он выполнен особым способом. На земле выложили из кирпичей облицовку фасада. На них нанесли слой глины толщиной 3 см, специально подготовленной для будущей терракоты. После выполнения резьбы, глину разрезали по стыковке кирпичей и вместе с ними обожгли. Из этих кирпичей был сложен фасад.

 

Караван- сарай Рабат-и Малик, XI в., близ Кермине.

В средневековой Средней Азии на торговых дорогах возводились караван-сараи, укрепленные как крепости. Их было много, так как ставились они на расстоянии в один дневной переход. Но сохранились от того далекого времени, даже в руинах, лишь единицы. Рабат-и Малик занимал большую площадь, на которой теперь остался лишь портал. В облицовке портала сочетались шлифованный кирпич и резной ганч. В 1970-х годах были проведены археологические раскопки, установившие историю строительства и особенности архитектуры караван-сарая. В нем было несколько дворов для животных, товаров и большой купольный зал с колоннами — для отдыха людей. Богатый декор — резной ганч, многоцветные росписи, кирпичные кладки — украшал сооружение.

 

Мерв. Мавзолей Султана Санджара, 40-е годы XII в.

Большой монументально здание усыпальницы могущественного сельджукского правителя одиноко стоит среди городища — некогда процветавшего Мерва.

Археологические исследования последних лет подтвердили указания письменных источников, что к мавзолею примыкали мечеть и дворец.  Внешний купол мавзолея не сохранился, сильно разрушена его галерея наверху стен. Наряден просторный зал усыпальницы с сине-красной росписью и позолотой. На куполе выложено из кирпичей имя мастера — Мухаммед бини Атсыз из Серахса.

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*