Шахрисабз

«Жемчужины» древнего Шахрисабза

 

Небольшой, но очень симпатичный город Шахрисабз («зеленый город», перс.) лежит всего в 90 км к югу от Самарканда, у подножия Гиссарского и Зеравшанского хребтов, там, где сливаются реки Аксу и Танхоз. Это один из старейших городов мира. По некоторым данным, поселения людей на этом месте существовали уже в 1700 году до н. э. Здесь прошлись фаланги Александра Македонского, был взят в плен сатрап Бактрии Бесс, зарождалось антиарабское движение и проходили караваны Великого Шелкового пути. Древний Кеш, родина эмира Тимура и бывшая «домашняя резиденция» Тимуридов, когда-то, вероятно, был величетсвеннее и богаче самого Самарканда.

В самом Шахрисабзе сохранилось не так много памятников истории, но все они уникальны или имеют колоссальную историческую ценность. Самая известная достопримечательность Шахрисабза — это дворец Тимура Ак-Сарай (Белый дворец, 1380-1404 гг.), который в значительной степени разрушен, но интенсивно восстанавливается. Кроме гигантских 40-метровых ворот, здесь можно увидеть великолепные филигранные мозаики и уникальные по технологии образцы стеновой кладки, по которым можно судить какое великолепие составляла, вероятно, эта громадная летняя резиденция.

Не менее интересен ансамбль мавзолея Дорус-Сиадат (Дорус-Саодат, «Место Власти», XIV в) — склеп Джахангира и Омара (сыновья Тимура), который по своим масштабам и отделке сравним с Ак-Сараем. Культовыми местами города также являются ансамбль Дорут-Тиляват («голубая мечеть», XIV в) — мавзолей духовного наставника Тимура Шамсиддина Кулола, изящный мавзолей Гумбази-Сейидон (XVI в, здесь покоятся потомки Улугбека) и соборная мечеть Кок-Гумбаз (1435 г), а также мечеть Хазрат-Имам (XIV в) и кенотаф самого Тимура (сам он похоронен в Самарканде, а здесь расположены мавзолеи родственников великого завоевателя).

Крытый рынок Чорсу ( XV в.). Кирпичная пятикупольная постройка стоит в центре Шахрисабза. Это традиционный крытый базар, сооруженный на пересечении двух главных улиц древнего города. Шахрисабз — третий город Узбекистана, после Самарканда и Бухары, в котором сохранилось подобное сооружение. Внутри крестообразного здания размещались многочисленные лавки и прилавки. В центре возвышается обширный и высокий купол. С четырех сторон центрального купола, над проездами, вздымаются четыре куполка.

Городская баня (XV в.). Является одним из старейших архитектурных памятников города. Построенная в XV в., она функционирует до сих пор. Баня обогревается целой сетью каналов, проложенных под ее полом. Здание сложено из жженого плиточного кирпича и перекрыто кольцевыми куполами. Полы и суфы мраморные.

В городе есть интересные сооружения и более позднего времени. Среди них хонако Малик-Аждара с величественным куполом, квартальная мечеть Казы-Гузар, имеющая интересный летний айван на деревянных колоннах и другие сооружения. Шахрисабзские памятники древнего зодчества — свидетельство величия народа, чьим творческим гением были возведены знаменитые порталы, своды, купола, чье одухотворение вдохновляло искуснейших мастеров, украсивших строения причудливой росписью и затейливым орнаментом.

В Шахрисабзе ведутся большие работы по восстановлению и реставрации памятников материальной культуры. Здесь создана самостоятельная научно-реставрационная производственная мастерская, в которой трудятся архитекторы, проектировщики, строители, опытные резчики по дереву и ганчу и другие мастера прикладного искусства. Забота этого многочисленного творческого коллектива — придать первозданный облик памятникам средневекового зодчества, сохранить на века творения древних мастеров.

Дворец Ак-сарай (XIV в.)

 

Темур построил его на голом поле, согнав 50 тысяч плененных им зодчих и мастеров со всех концов своей империи: из Хорезма, Ирана, Ирака и Северной Индии. По замыслу владыки сооружение должно было стать непревзойденным по своему величию. Таким оно и было. На портале дворца было начертано — «Если ты хочешь знать о нашем могуществе — взгляни на наши постройки».

Испанский посол Рюи Гонсалес де Клавихо писал в 1404 г.: «… посланцев повели смотреть большой дворец, который строился по приказанию царя, говорят, что уже двадцать лет на нем работало много мастеров. В этом дворце был очень длинный вход и очень высокий портал, и сейчас у входа по правую и левую руку были кирпичные арки, покрытые изразцами, разрисованными разными разводами. Показали приемную комнату, построенную квадратом, стены которой разрисованы золотом и лазурью и отделаны полированными изразцами, а потолок весь позолочен, отсюда посланников привели в верхний этаж, так как весь дом был раззолочен, и там показали им столько отделений и покоев, что было бы очень долго рассказывать: в них отделка была золотая, лазуревая и других разных цветов удивительной работы, и даже в Париже, где есть искусные мастера, эта работа считалась бы очень красивой».

Дворец Ак-сарай Одним из чудес дворца был устроенный на крыше хауз, с которого стекал живописный каскад струй. Вода в хауз поступала по свинцовому желобу с горного перевала Тахтакарача. Арка входного портала Ак-Сарая, рухнувшая лет 200 назад, была крупнейшей в Средней Азии. Пролет портала составлял 22,5 м. От этого величественного сооружения сохранились два разобщенных пилона. Высота этих пилонов даже в нынешнем разрушенном состоянии достигает 38 м. Продолжается большая работа по реставрации и укреплению пилонов портала дворца. Мозаика филигранной работы, собранная в сложную цветовую гамму, поражает ярким затейливым орнаментом и росписями. Сохранившаяся до наших дней часть пилонов и монументальной арки, поражает размерами — высотой с 18-этажный дом и шириной около 20 метров.

Более поздний властитель, бухарский эмир Абдулла-хан II, в 1570 году, желая стереть память о своем знаменитом предшественнике, как ни старался, не смог уничтожить дворец до конца. Спустя три века красноармейцы, установив на вершине Ак-сарая два пулемета, поливали свинцом войска местного курбаши. Теперь дворец отреставрирован, насколько это возможно.

Мавзолей Джахангира (XIV в.)

Мавзолей возвышается в юго-восточной части города. Он возведен для внезапно скончавшегося в Самарканде двадцатидвухлетнего любимого старшего сына Темура — Джахонгира. Темур впал в такую скорбь, что «сердце его было закрыто для сострадания 30 лет». Тело царевича было перевезено в город предков, где для него три года спустя был возведен мавзолей. Входу в мавзолей предшествует зиератхона. Сооружение мавзолея стройно и изящно. Оно представляет собой квадратную призму, увенчанную коническим куполом.

Примечательна особая трехкупольная конструкция перекрытий мавзолея — внутренний декоративный купол, над ним разгрузочный средний и наружный конический купол на многогранном барабане. Эта конструкция традиционна для архитектуры Хорезма, откуда в Мавераннахр были вывезены зодчие и мастера — они-то и возводили мавзолей. В его декоре использованы орнаментальные выкладки глазурованным кирпичом с майоликовыми и мозаичными вставками. Мавзолей Джахонгира примыкал к ныне разрушенной династической усыпальнице, здание которой по свидетельству историка Шерефетдина Али-Иезди было «чрезвычайно высоким».

Мемориальный комплекс Дорус-Сиадат (Дорус-Саодат) (XIV в.)

В переводе означает «вместилище власти». Предназначался для захоронения Темура и всех его потомков. Главный фасад был выделен мощным порталом с башнями на углах. Центральный вход вел во дворик, обустроенный помещениями, контуры которых сохранились частично.

 

Полностью дошел до нас лишь левый устой портала, в который вкомпанован мавзолей Джехангира. Под ним таится погребальный склеп, на других участках выявлены еще три склепа, их, возможно, было больше. Главный из них лежит напротив входа во двор, над ним располагалась усыпальница — гурхона, по обе стороны которой два помещения. Еще одна гурхона размещалась симметрично мавзолею Джехангира в правом устое портала — видимо, здесь был захоронен второй сын Темура — Умаршейх, погибший в 1394 году при осаде курдской крепости и привезенный в Шахрисабз из Шираза.

От величественной усыпальницы Темура сохранился построенный под землей склеп с каменным саркофагом. Крестообразная камера была сплошь облицована плитами белого мраморовидного известняка. На стенах по контуру арочных ниш тянется сплошная лента резьбы с кораническими письменами. Молитвы вписаны и в медальоны на сводах. Все здесь соответствовало месту последнего успокоения властелина: и каменный саркофаг, и надписи об уходе бренного мира в мир Вечности, но судьба распорядилась иначе. На плите каменного надгробия выбито прямоугольное поле для эпитафии Темуру. Но надгробие так и осталось на века не покрытым, так как Темур был захоронен в самаркандском мавзолее Гур-Эмир.

Комплекс Дорут-Тиляват (XIV в.)

Дорут-Тилляват — «дом размышления, созерцания». Формирование мемориала было связано с именем судьи Шамсиддина Куляла. Выходец из семьи гончара, Куляль стал приближенным отца Темура Тарагая и был его пиром — наставником. Его мавзолей являлся наиболее ранней постройкой. Шейх скончался в 1370 году, и его могила была окружена большим почитанием и культом.

С юга пристроен был мавзолей, возможно потомков Улугбека, под названием Гумбази Сейидан (купол Сейидов) — это небольшое здание пленяет изяществом пропорций и прекрасно выполненной входной, покрытой глубокой, в три плана, резьбой с цветочно-растительным и эпиграфическим орнаментом.

Ансамбль Дорут-Тилляват включал усыпальницы, мечеть и медресе, и был завершен в годы правления внука Темура, знаменитого ученого-астронома Улугбека.

Мечеть Кок-Гумбаз (XV в.)

В переводе означает «голубой купол». Была построена на фундаментах более раннего здания домонгольского времени с аналогичной планировкой. Расположенная на единой оси с мавзолеем Куляла она стала соборной мечетью города. К мечети когда-то примыкали летние галереи, от которых сохранились основания квадратных пилонов, поддерживающих арки. Надпись на портале свидетельствует о том, что мечеть возведена Улугбеком от имени своего отца Шахруха.

От величественного святилища сохранилось центральное купольное сооружение. Диаметр купола — 46 метров, это больше, чем диаметр купола в Биби-ханум. Квадратный зал увенчан сфероконическим куполом, опирающимся на шестнадцатигранник. В углах массивных стен встроены четыре винтовые лестницы. На части наружного купола прочитываются остатки коранических текстов, выложенных кирпичной мозаикой в майоликовом обрамлении.

Мечеть Гумбази-Сейидан (XV в.)

Мечеть Шамсиддина Куляла (Гумбази-Сейидан)В 1438 году у южной стены мавзолея Шамсиддина Куляла Улугбек строит макбарат (усыпальницу) для сородичей и потомков.Тексты на мраморных надгробиях XV-XVII вв., перенесенных сюда с соседнего кладбища, упоминают имена термезских сейидов. Это и дало позднее название мавзолею Гумбази-Сейидан (Купол Сейидов).

Макбарат строен и изящен. На стенах и куполе сохранились фрагменты орнаментальной живописи, выполненной ярко-синей краской на чисто белом поле.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*