Хива

Хива расположена на западе Хорезмской области Узбекистана. Здесь же начинается пустыня Кызыл-Кум. Многовековая история Хивы неразрывно связана с историей и судьбой Хорезма — древнейшего центра цивилизации на территории Центральной Азии. Недавние археологические раскопки показали, что в основании крепостных стен Хивы имеются кирпичные кладки, которые присущи античному Хорезму. Это отодвигает возраст Хивы ко второму тысячелетию, а дату основания к рубежу новой эры. На «долю» Хивы выпала роль стать столицей ханства, главным городом оазиса в связи с изменением русла Амударьи. В 70-х годах ХIХ века над Хивинским ханством был установлен протекторат России. В 1920 году хивинский хан был свергнут, и образована Хивинская Республика. В 1925 году земли Хивинского ханства вошли в состав СССР, а Хива стала частью Узбекистана.

 

Внутренним городом Хивы является крепость Ичан-Кала. В этих границах Хива находилась в ХVI-XVII веках и была окружена мощной глиняной стеной, длина которой была более 2200 метров, высота более 7 метров. По всему периметру стены находились укреплённые полукруглые башни. В верхней части стены находилась стрельчатая галерея с бойницами и зубцами. Укреплённые стены Ичан-Калы обеспечивали надёжную защиту Хивы вплоть до вторжения иранских войск Надир-шаха в середине ХVIII века. Тогда Хива была завоёвана и часть её укрепления разрушена. При кунградской династии Хива сильно разрослась и к ХХ веку её площадь во много раз превышала площадь Ичан-Калы. Исторический центр Хивы, в частности крепость Ичан-Кала, внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находится много архитектурных памятников: ханские дворцы, мечети, медресе, мавзолеи, минареты. В ХVII веке на территории Ичан-Калы была построена ханская крепость Куна-Арк, в которой размещались административные учреждения ханства. По центру каждой из четырёх частей стен Ичан-Калы располагались ворота (дарваза). Западные — Ата-дарваза расположены у Куня-Арка, северные — Бахча-дарваза выходят на дорогу к Ургенчу, восточные — Палван-дарваза направлены к Хазараспу и реке Аму-Дарье, южные — Таш-дарваза к пескам Каракумов. Ворота Ата-Дарбаза были разрушены в 1020 году и восстановлены в 70-е годы прошлого века.

 

Хива — это настоящий город-заповедник. Легенда гласит, что основана она была ещё самим Шемом, сыном легендарного Ноя. Некогда один из основных центров Великого Шелкового пути, в XVI в. она была столицей династии Тимуридов и служила основным рабским рынком и центром ханства в течение последующих трех столетий, до самого вхождения в состав Российской Империи. Описывать город словами бесполезно, его надо видеть. Так что, добро пожаловать в Хиву!

 

Ичан-Кала:

Ак-мечеть

Эта небольшая квартальная мечеть располагается в ансамбле у восточных ворот Ичан-калы. Зимнее здание мечети, где находится основное помещение для молитв, имеет белый сфероконический купол. Михраб мечети расположен в центре южной стены. С трех сторон зимнего помещения находится айван с колоннами. В окна мечети вставлены ганчевые ажурные решетки. Двери мечети покрыты эпиграфической и орнаментальной резбой.Фундамент был заложен при Ануш-хане в 1657 г.Существующее же здание, как указывает надпись на дверях, отстроено в 1838-1842 гг. Здесь же можно прочесть имена мастеров: Hyp Мухаммад, сын Адина Каландара, и Каландар, сын Сейид Мухаммада.

Композиция некоторых квартальных мечетей в Хиве дополняется продолговатым двориком, куда выходят, как в жилом доме, одноколонный высокий улу-айван и противоположный ему низкий терс-айван, пристроенный к помещениям при входе. С народным зодчеством квартальные мечети роднит также обилие резного дерева. Среди великолепных колонн айванов есть очень древние образцы, как в другом памятнике начала XIX в. — мечети Богбонлы.

 

Бани Ануш-хана

Рядом с Ак-мечетью расположены бани Ануш-хана. Считается, что они были построены в честь Ануш-хана его отцом — известным историком Абулгази-ханом (1644-1664) в качестве вакфа для содержания этой мечети. Бани Ануш-хана представляют интерес своей отопительной, водоснабжающей и канализационной системами.

Подобно другим восточным баням они состоят из вестибюля, помещений для раздевания и мыльных. Эти хивинские бани являются полуподземными сооружениями с подпольной системой обогрева. Углубление помещений в землю позволяло лучше сохранялось тепло. Снаружи видны лишь купола бани со световыми отверстиями в зените.

Об истории возникновения бани Ануш-хана рассказывает очень любопытная Легенда об Ануше.

Дворец Таш-Хаули

В период правления Алла-Кули-хана (1825-1842) центр государственной, общественной и торговой жизни Хивы перемещается в восточную часть Ичан-Калы. Здесь у ворот Палван-дарваза был возведен целый комплекс новых строений, связанный с именем Алла-Кули-хана: новый ханский дворец, медресе, караван-сарай и торговый купольный центр (тим). Дворец Алла-Кули-хана, названный Таш-Хаули («Каменный двор»), напоминает крепость с высокими стенами, увенчанными зубцами, башнями и укрепленными воротами. В его архитектуре использованы традиции хорезмских домов и загородных усадеб («хаули») с их замкнутыми дворами, тенистыми колонными айванами и лоджиями.

Дворец Таш-ХаулиДворец Таш-Хаули состоит из трех частей, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В северной части дворца находится жилой ханский комлекс, или гарем. С юго-востока к нему примыкают парадное помещение для ханских приемов — ишрат-хаули, а с юго-запада — место судебных разбирательств (арзхана). В центре ишрат-хаули находится круглое возвышение, где ставилась войлочная юрта хана. Связь разных частей дворца осуществляется через лабиринты неосвещенных коридоров и комнат. Отличительные черты декора Таш-Хаули — изысканные майоликовые облицовки стен, цветные узорные росписи потолков, сложная орнаментальная резная отделка колонн и дверей.

Дворец Таш-ХаулиСемейный ханский двор Таш-Хаули (гарем, или харам) отделен от официальной части дворца сплошным коридором. Его южную сторону занимают пять главных помещений: покои хана и его четырех жен. Двухэтажная жилая застройка по периметру двора была предназначена для прислуги, родственниц и наложниц. Каждый айван гарема — шедевр хивинского прикладного искусства. Их стены, потолки, колонны покрыты неповторяющимися орнаментальными узорами. Майоликовые панно стен имеют традиционную сине-бело-голубую окраску, потолки росписаны красно-коричневыми красками. Окна закрыты медными ажурными решетками.

Джума-мечеть. Минарет Джума-мечети

Джума-мечеть расположена в центре Ичан-калы, 

Джума-мечеть. Минарет Джума-мечети

Джума-мечеть расположена в центре Ичан-калы, построена ханским сановником Абдурахманом Михтаром на освященном традицией месте: хивинская мечеть здесь упоминается еще арабским географом Макдиси (ал-Мукаддаси). Здание воспроизводит редкий в Средней Азии тип архаической многоколонной мечети. По существу, это просто деревянный навес над площадью.

Джума-мечетьСовременное здание Джума-мечети построено в XVIII в. Особую атмосферу для молитвы в мечети создает слабое освещение сквозь три потолочных люка и ряды резных деревяных колонн, число которых достигало 212. Большинство колонн вырезано из древесных стволов в XVIII-XIX вв. Другие были собраны из разрушенных средневековых сооружений.

Наиболее древние из этих колонн могли быть взяты из погибшей в водах Аму-дарьи средневековой столицы Хорезма — города Кята. Двадцать одна колонна Джума-мечети относится к Х-ХII вв. Среди них особенно ценны четыре колонны X-XI вв. Они установлены, как свидетельствуют вырезанные на них куфические письмена, по приказанию факиха Абул Фадла ал-Мухаммада Ляйси, видимо сделавшего этот щедрый дар мечети в порядке благотворительности.

Тип других 4 колонн совпадает с типом колонн мечети Багбанлы с надписями почерком насхи. Поздние колонны XVIII-XIX вв. хорошо узнаваемы по цветочно-растительному узору хивинского типа. Общий уровень колонн обеспечивается разновысотными каменными подушками и базами. Ниша михраба Джума-мечети перекрыта ганчевым полукополом, по обе его стороны нанесена роспись с цветами ириса и шиповника.

Минарет Джума-мечетиНа мраморной доске, справа от михраба, высечен текст вакфнаме, то есть дарственной грамоты о постоянных владениях и доходах мечети. На южной входной двери имеется дата — 1203 г. хиджры, т. е. 1788 г. Входные ворота-Джумы, вставленные в главный проем рядом с минаретом, справедливо считаются одним из шедевров резьбы по дереву в Хорезме.

Обращает на себя внимание тот факт, что пять минаретов Хивы находятся на одной линии на расстоянии около 200 м один от другого. В центре расположен минарет главной мечети Ичан-Калы — Джума-мечети. К западу от него — Кальта-Минор и далее минарет комплекса Ша-Каландар-бобо. К востоку — минарет мечети Сейид-бия, а далее — минарет Палван-кари. Диаметр минарета Джума-мечети у основания — 6, 2 м, высота — 32, 5 м. Его вершина увенчана восьмиарочным фонарем со сталактитовым карнизом и куполом.

Кальта-Минор

У главного фасада медресе Мухаммад Амин-хана стоит мощный, невысокий минарет. Ему предназначалось стать наиболее крупным минаретом в Средней Азии, если бы он был достроен: при диаметре основания в 14, 2 м высота его достигла бы 70 м.

Строительством минарета и медресе Мухаммад-Амин-хан намеревался завершить оформление большой городской площади у западных ворот Ичан-калы.Однако сооружение Кальта-Минора, по сведениям историка Муниса, было прервано из-за смерти Мухаммад-Амин-хана в 1855 г. после битвы с туркменами.

Кальта-МинорЛегенда сообщает более красивую версию. Узнав о строительстве грандиозного минарета в Хиве, бухарский хан договорился с его зодчим о том, что тот построит в Бухаре еще более высокий минарет. Хивинский хан был разгневан и приказал сбросить зодчего с его минарета. Потому стройка и остановилась. Так или иначе, но верхняя площадка минарета была поднята только до высоты 26 м.

По своей внешней декоративной отделке ярко-голубой минарет Кальта-Минор не имеет аналогов в Средней Азии. Это единственный минарет, поверхность которого полностью покрыта цветными глазурованными плитками.

Комплекс Ша-Каландар-бобо

Комплекс Ша-Каландар-бобо включает в себя одноэтажное медресе и минарет. Он сооружен в конце XIX в. к западу от ворот Ата-дарваза от имени Бики-Джан-бика — сестры хивинского хана Мухаммад-Рахима II у места захоронения почитаемого шейха Каландар-бобо.

Здесь находился трехкамерный мавзолей XVI в. с двумя усыпальницами, от которого сохранилось поминальное купольное здание с порталом. Небольшое медресе имеет ряд жилых худжр по периметру двора, угловые купольные залы мечети и учебного класса. У портала главного фасада медресе расположен минарет высотой 18 м и диаметром у основания 6 м.

 Джума-мечеть расположена в центре Ичан-калы, построена ханским сановником Абдурахманом Михтаром на освященном традицией месте: хивинская мечеть здесь упоминается еще арабским географом Макдиси (ал-Мукаддаси). Здание воспроизводит редкий в Средней Азии тип архаической многоколонной мечети. По существу, это просто деревянный навес над площадью.

Джума-мечетьСовременное здание Джума-мечети построено в XVIII в. Особую атмосферу для молитвы в мечети создает слабое освещение сквозь три потолочных люка и ряды резных деревяных колонн, число которых достигало 212. Большинство колонн вырезано из древесных стволов в XVIII-XIX вв. Другие были собраны из разрушенных средневековых сооружений.

Наиболее древние из этих колонн могли быть взяты из погибшей в водах Аму-дарьи средневековой столицы Хорезма — города Кята. Двадцать одна колонна Джума-мечети относится к Х-ХII вв. Среди них особенно ценны четыре колонны X-XI вв. Они установлены, как свидетельствуют вырезанные на них куфические письмена, по приказанию факиха Абул Фадла ал-Мухаммада Ляйси, видимо сделавшего этот щедрый дар мечети в порядке благотворительности.

Тип других 4 колонн совпадает с типом колонн мечети Багбанлы с надписями почерком насхи. Поздние колонны XVIII-XIX вв. хорошо узнаваемы по цветочно-растительному узору хивинского типа. Общий уровень колонн обеспечивается разновысотными каменными подушками и базами. Ниша михраба Джума-мечети перекрыта ганчевым полукополом, по обе его стороны нанесена роспись с цветами ириса и шиповника.

Минарет Джума-мечетиНа мраморной доске, справа от михраба, высечен текст вакфнаме, то есть дарственной грамоты о постоянных владениях и доходах мечети. На южной входной двери имеется дата — 1203 г. хиджры, т. е. 1788 г. Входные ворота-Джумы, вставленные в главный проем рядом с минаретом, справедливо считаются одним из шедевров резьбы по дереву в Хорезме.

Обращает на себя внимание тот факт, что пять минаретов Хивы находятся на одной линии на расстоянии около 200 м один от другого. В центре расположен минарет главной мечети Ичан-Калы — Джума-мечети. К западу от него — Кальта-Минор и далее минарет комплекса Ша-Каландар-бобо. К востоку — минарет мечети Сейид-бия, а далее — минарет Палван-кари. Диаметр минарета Джума-мечети у основания — 6, 2 м, высота — 32, 5 м. Его вершина увенчана восьмиарочным фонарем со сталактитовым карнизом и куполом.

Кальта-Минор

У главного фасада медресе Мухаммад Амин-хана стоит мощный, невысокий минарет. Ему предназначалось стать наиболее крупным минаретом в Средней Азии, если бы он был достроен: при диаметре основания в 14, 2 м высота его достигла бы 70 м.

Строительством минарета и медресе Мухаммад-Амин-хан намеревался завершить оформление большой городской площади у западных ворот Ичан-калы.Однако сооружение Кальта-Минора, по сведениям историка Муниса, было прервано из-за смерти Мухаммад-Амин-хана в 1855 г. после битвы с туркменами.

Кальта-МинорЛегенда сообщает более красивую версию. Узнав о строительстве грандиозного минарета в Хиве, бухарский хан договорился с его зодчим о том, что тот построит в Бухаре еще более высокий минарет. Хивинский хан был разгневан и приказал сбросить зодчего с его минарета. Потому стройка и остановилась. Так или иначе, но верхняя площадка минарета была поднята только до высоты 26 м.

По своей внешней декоративной отделке ярко-голубой минарет Кальта-Минор не имеет аналогов в Средней Азии. Это единственный минарет, поверхность которого полностью покрыта цветными глазурованными плитками.

Комплекс Ша-Каландар-бобо

Комплекс Ша-Каландар-бобо включает в себя одноэтажное медресе и минарет. Он сооружен в конце XIX в. к западу от ворот Ата-дарваза от имени Бики-Джан-бика — сестры хивинского хана Мухаммад-Рахима II у места захоронения почитаемого шейха Каландар-бобо.

Здесь находился трехкамерный мавзолей XVI в. с двумя усыпальницами, от которого сохранилось поминальное купольное здание с порталом. Небольшое медресе имеет ряд жилых худжр по периметру двора, угловые купольные залы мечети и учебного класса. У портала главного фасада медресе расположен минарет высотой 18 м и диаметром у основания 6 м.

 

Куня-Арк. Куриныш-хана. Ак-Шейх-Бобо. Мечеть Алла-Кули-хана

 

Куня-Арк. Куриныш-хана. Ак-Шейх-Бобо. Мечеть Алла-Кули-хана

  1. Куня-Арк («старая крепость») — внутренняя ханская цитадель Ичан-калы. Она основана в XVII в. хивинским ханом Мухамед-Эренком (1687-1688). К концу XVIII в. Куня-Арк был уже «городом в городе», отделенным от Ичан-калы высокой стеной. Здесь находились ханская мечеть, резиденция хана, верховный суд, ханская приемная — куриныш-хана, пороховой завод, арсенал, монетный двор, канцелярия, гарем, кухни, конюшни, гауптвахта и др.Куня-Арк Первое здание куриныш-ханы, построенное Мухамед-Эренком, было разрушено в середине XVIII в. во время нашествия иранских войск. Современные строения воздвигнуты Ильтузар-ханом (1804-1806).

    Южную сторону куриныш-ханы занимает тронный зал с двухколонным айваном. В центре этого зала была установлена юрта, у которой во время приемов восседал хан. В южной стене тронного зала находится ниша для ханского трона. В западной части куриныш-ханы размещались ханская казна и хранилище рукописей. Двери, ведущие в тронный зал, оформлены резным ганчем, а потолок — многоцветной росписью. Знаменитый айван куриныш-ханы облицован сине-бело-голубой майоликой с великолепным орнаментом. На каменной базе одной из его колонн высечены стихи хорезмского историка и поэта Охаги.

    Куня-АркВ северо-западном углу куриныш-ханы сделан выход через коридор, ведущий в гарем и на холм Ак-Шейх-бобо. Это — самая высокая точка Куня-Арка, которая использовалась как дозорная вышка цитадели.

    По легендам, на этом месте в XI-V в. находилась келия святого Ак-Шейх-бобо. У подножия холма расположен ханский гарем, состоящий из одноколонного айвана и нескольких двухэтажных жилых помещений. Между гаремом и куриныш-ханой находится комплекс, включающий монетный двор и ханскую мечеть.

    Куня-АркМонетный двор в Куня-Арке учрежден во время правления Мухаммад-Рахим-хана I (1806-1825), при котором в ханстве была проведена налоговая реформа, созданы таможни, начата чеканка золотой монеты. К югу от монетного двора находится ханская мечеть, построенная при Алла-Кули-хане (1825-1842). На фоне простого, лишенного декора зимнего зала мечети выделяется парадной отделкой ее летняя часть. Это айван с двумя рядами колонн, раскрашенных синими, зелеными и красными цветами. Его стены, михраб и минбар, а также башенки по краям сплошь облицованы майоликой плиткой, оформленной сложным растительным узором.

     

    Мавзолей Сейида Аллауддина

    Мавзолей Сейида Аллауддина, Хива

     

    Этот вросший в землю известный двухкамерный памятник зодчества находится между медресе Мухаммад-Амин-хана и Матнияз-диван-беги. Небольшая усыпальница с уникальным майоликовым надгробием была построена в первой половине XIV в., а в XIX столетии к ней с запада был добавлен просторный зал-зиратхана с портальным входом. Надгробие в гурхане выполнено в хорезмских традициях XIV в.

    Мавзолей Уч-Овлия

    Название памятника архитектуры переводится как «Мавзолей Трех святых» Он был построен на некогда загородном кладбище, которое заполнялось вплоть до XX в., погребая под собой нижние части стен здания. Сейчас он стоит за дворцом Таш-хаули.

    Археологическими раскопками мавзолей освобожден от наслоений. Обширный зал перекрыт куполом на арочных парусах с характерным для Хорезма заполнением углов ячеистыми сталактитами. Граненую нишу в глубине зала венчает сетчато-звездчатый свод «колаб-кари» — единственный пример сложного свода в Хиве. По одной из версий его выполнили приглашенные бухарские мастера. Имена же хивинских виртуозов искусства резьбы по дереву запечатлены на входной двери портала.

    Мавзолей Уч-ОвлияНазвание памятника архитектуры переводится как «Мавзолей Трех святых» Он был построен на некогда загородном кладбище, которое заполнялось вплоть до XX в., погребая под собой нижние части стен здания. Сейчас он стоит за дворцом Таш-хаули.

    Археологическими раскопками мавзолей освобожден от наслоений. Обширный зал перекрыт куполом на арочных парусах с характерным для Хорезма заполнением углов ячеистыми сталактитами. Граненую нишу в глубине зала венчает сетчато-звездчатый свод «колаб-кари» — единственный пример сложного свода в Хиве. По одной из версий его выполнили приглашенные бухарские мастера. Имена же хивинских виртуозов искусства резьбы по дереву запечатлены на входной двери портала

    Mедресе Араб-ханаи Мухаммад-Амин-инака

    Постройка медресе Ходжамберды-бия у восточных ворот Ичан-Калы датируется 1688 г. При строительстве медресе Алла-Кули-хана это медресе было кардинально перестроено. Из-за сильной разницы уровней оно стало как бы основанием монументальной платформы медресе Алла-Кули-ханаМедресе Хурджум и Алла-Кули-хана, Хива

     

    Медресе Хурджум и Алла-Кули-хана

     Постройка медресе Ходжамберды-бия у восточных ворот Ичан-Калы датируется 1688 г. При строительстве медресе Алла-Кули-хана это медресе было кардинально перестроено. Из-за сильной разницы уровней оно стало как бы основанием монументальной платформы медресе Алла-Кули-хана. Пандусный подъем рассек медресе Ходжамерды-бия пополам. Отсюда его новое название — медресе Хурджум («переметная сумка»).

    Из-за тесноты участка строительство медресе Алла-Кули-хана потребовало разрушения части городской стены. Южным крылом новое медресе надвинулось на лавки северного торгового ряда Палван-Дарваза, северным — примкнуло к сводам тима Алла-Кули-хана.

    Медресе Кутлуг-Мурад-инакаи Абдулла-хана

     

    Медресе Кутлуг-Мурад-инака расположено в зеркальной оппозиции медресе Алла-Кули-хана. Кутлуг-Мурад-инак был дядей Алла-Кули-хана и похоронен в этом медресе. Он умер вне города и для его погребения специально разломали стену Ичан-Калы. Медресе Кутлуг-Мурад-инака было первым по времени двухэтажное медресе Хивы. Это единственный в Хиве памятник, в котором применена неглазурированная рельефная терракота.

    К югу от медресе Кутлуг-Мурад-инака расположено медресе Абдулла-хана. Оно выстроено женой Кутлуг-Мурад-инака в честь их сына Абдуллы, погибшего в семнадцать лет в Туркмении в 1855 г.

    Медресе Казы-Калян (Музей прикладного искусства и быта)

     

    Медресе Матпана-бая (Музей ремесел)

    Восточнее медресе Мухаммад-Амин-хана находится одноэтажное медресе Матнияз-Диван-беги. Его построил в 1871 г. ханский министр Мухаммад-Нияз Диван-беги. Главный фасад, обращенный к медресе Мухаммад-Амин-хана, имеет высокий портал с пятигранной нишей, украшенный сине-бело-голубой хорезмской майоликой.

  2. Медресе Матнияз-Диван-беги Боковые крылья его фасада оформлены тремя арочными нишами и угловыми башнями-гульдаста с миниатюрными фонарями и куполками. Южный и восточный фасады медресе — глухие, северный имеет неглубокую аркаду. Поперечная ось медресе устроена так же, как в медресе Матнияз-Диван-беги: южная мечеть и северный ложный портал.

    Медресе Мухаммад Амин-хана

    Напротив Куня-Арка у ворот Ата-дарваза находится самое большое средневековое медресе Хивы, носящее имя Мухаммад Амин-хана (1845-1855). Медресе имеет внушительные размеры (71, 7 х 60 м, двор — 38 х 38 м). Это была самая богатая духовная школа, которой принадлежали обширные вакуфные доходы и имущество.

    Медресе Мухаммад Амин-хана Здесь, как и в медресе Мухаммад Рахим-хана, были устроены удобные двухкомнатные худжры и лоджии, выходящие на наружные фасады на втором этаже. Всего в медресе имеется 125 худжр, оно принимало до 260 учащихся. Портал медресе увечан пятью куполами и фланкирован угловыми башнями. На нем имеется надпись: «Это прекрасное сооружение вечно будет стоять на радость потомкам». Все худжры второго этажа медресе имеют лоджии. Отсюда отличительная черта медресе — открытые арочные ниши по всему внешнему периметру здания, богатый декор включает кирпичную мозаику, майолику, орнаментальную резьбу дверей и ганчевые решетки (панджара) окон. Ныне здесь разместилась туристическая гостиница «Хива».

    Медресе Мухаммад Рахим-хана

    Напротив ворот Куня-Арка расположено медресе Мухаммад Рахим-хана — одно из самых больших в Хиве. Оно построено в 1876 г. по велению хана Сейида Мухаммад Рахима II (1863-1910), известного также как поэт Ферузшах. В период правления Мухаммад Рахим-хана II в 1873 г. в ханство вторглись войска царской России, что привело к установлению российского протектората.

    Прямоугольное здание медресе имеет четырехайванный двор и небольшие башни на углах. Его крупный входной портал фланкирован крыльями с пятипролетной аркадой ниш. Худжры медресе перекрыты куполами «балхи» и кроме жилой комнаты имеют отсеки для хозяйственных нужд.

    Медресе Ширгази-хана

     


    К югу от мавзолея Пахлаван-Махмуда, в центре Ичан-калы находится самое старое медресе Хивы — медресе Ширгази-хана. Оно построено в 1718-1720 гг. после удачного военного похода Ширгази-хана (1715-1728) на Хорасан. Его строили рабы, захваченные Ширгази-ханом в походе на Хорасан; по окончании стройки им была обещана свобода. Кладка была выполнена за один год, но Ширгази затягивал работу, и в 1728 г. восставшие рабы убили хана в недостроенном медресе. Его мавзолей примыкает к главному фасаду этого здания. Дата окончания постройки
    зашифрована историком Мунисом в стихотворной хронограмме — тарихе «Смерть от рабов приемлю».

Корихона Медресе расположено в обрыве древней городской стены. Из-за этого уровень его пола на два метра ниже пола входного портала мавзолея Пахлаван-Махмуда. С западной стороны к медресе примыкает купольная постройка мавзолея Ширгази-хана. Это медресе прославлено тем, что здесь в середине XVIII в. учился выдающийся поэт Махтумкули. Он посвятил медресе такие поэтические строки:

«Была мне книга здесь открыта золотая. Прости, я ухожу, прекрасный Ширгази»

К кладбищу у мемориала Пахлаван-Махмуда примыкает комплекс зданий корихона. Это средневековые общежития для чтецов корана. Фасады четырех корихана вместе с медресе Якуббай-ходжи образуют единую архитектурную линию, обращенную на запад.

Они были построены в XIX в. и позднее использовались для проживания слепых (из-за сильных пыльных ветров в Хорезме было великое число глазных заболеваний), потому в наружных стенах корихона нет окон. Корихана занимает Бухарскую улицу, обходящую с тыла комплекс Пахлаван-Махмуда. По архитектуре они соединяют в себе черты жилища и малого медресе.

Мемориал Пахлаван-Махмуда

 

Главный культовый центр Ичан-Калы — мемориал Пахлаван-Махмуда — сложился у могилы святого покровителя Хивы, поэта и философа, профессионального борца и мастера-скорняжника Пахлаван-Махмуда (1247-1326). Он почитался не только в Хиве, но и в Иране, Индии как покровитель борцов и поэтов, исцелитель болезней. Мемориал Пахлаван-МахмудаПо преданию, поэт был похоронен в своей мастерской. В XIV-XVII вв. вокруг его погребения возникло городское кладбище. Уже Ширгази-хан, сооружая свое медресе в начале XVIII в., целенаправленно ориентировал его на погребение Пахлаван-Махмуда.

 

Ранний мавзолей Пахлаван-Махмуда был перестроен в 1810 г. Мухаммад-Рахим-ханом I (1806-1825). Новый мавзолей включил в себя старую усыпальницу и ханаку с высоким двойным куполом, силуэт которой стал одним из главных символов Хивы. Перед входом в мавзолей был устроен поминальный двор, и ворота старого кладбища стали входным порталом мемориала Пахлаван-Махмуда. В начале XX в. по заказу Асфен-дияр-хана (1910-1920) на западной стороне двора была построена двухэтажная корихона, а на восточной стороне — летняя айванная мечеть. В майоликовую облицовку мемориала включено много картушей с религиозными изречениями, стихами Пахлаван-Махмуда и именами мастеров.

Некрополь хивинских хановМухаммад-Рахим-хан I реконструировал мавзолей Пахлаван-Махмуда так, что «в ногах» у хивинского святого возник некрополь правящей кунгратской династии. Погребение самого Пахлаван-Махмуда находится за невысокой оградой в западном крыле, а на центральной оси мавзолея в пятигранной нише было устроено погребение Мухаммад-Рахим-хана I. Позднее в 1825 г., было пристроено восточное крыло, где был погребен Алла-Кули-хан (1825-1842). Надгробные плиты этих трех погребений отличает особо изысканная майликовая облицовка.

Некрополь хивинских хановВ здание мавзолея было перенесено мраморное надгробие Абулгази-хана (1603-1664) и надгробие, предположительно относящееся к Ануша-хану, с датой смерти 1681 г. В пилон портала вмонтирована мраморная плита с эпитафией придворному Ильбарохана II (1728-1740). Еще один хивинский хан Асфен-дияр при жизни подготовил для себя большую фамильную усыпальницу в корихоне мемориала Пахлаван-Махмуда. В пределах дахмы Асфендияр-хана похоронена его мать Кутлуг-бики-ханум. Однако сам хан не был здесь погребен. Он скончался вне стен Ичан-калы, а по хивинскому обычаю тело покойника не может пересекать стен города.

Мечеть Богбонлы

Багбанлы (Бокбонлы) — это небольшая квартальная мечеть начала XIX в. Мечеть находится южнее минарета Ислам-Ходжа. Как сказано в надписи, вплетенной в живопись плафона, она построена в 1224 г. хиджры. Эта дата и имя зодчего — Пахлаван-кули, которому принадлежит авторский замысел здания, написаны в стихах на каменной плите, установленной к востоку от входа в мечеть. На входной двери — имя еще одного мастера, резчика по дереву Руз Мухаммада, сына Адина Мухаммада.

Резные деревянные колонны айвана, схожие по характеру резьбы с колоннами XIV века в Джума-мечети, представляют большую художественную ценность, здесь замечены архаические стилизованные изображения рыбок и птиц. Возможно, что в мечети 1809 г. были использованы детали предыдущего здания.Квадратный зал мечети венчает сфероконический купол на арочных парусах. В его южной нише находится михраб.

Айван мечети перекрыт плоской балочной кровлей на двух резных колоннах, имеющих мраморные базы. Эти колонны намного древнее самой мечети. Ствол каждой из них украшен орнаментальными поясами, чередующимися с надписями. Подобный тип колонн в Джума-мечети датируется XIV-XV вв.

Комплекс Ша-Каландар-бобо

 

Комплекс Ша-Каландар-бобо

Комплекс Ша-Каландар-бобо включает в себя одноэтажное медресе и минарет. Он сооружен в конце XIX в. к западу от ворот Ата-дарваза от имени Бики-Джан-бика — сестры хивинского хана Мухаммад-Рахима II у места захоронения почитаемого шейха Каландар-бобо.

Здесь находился трехкамерный мавзолей XVI в. с двумя усыпальницами, от которого сохранилось поминальное купольное здание с порталом. Небольшое медресе имеет ряд жилых худжр по периметру двора, угловые купольные залы мечети и учебного класса. У портала главного фасада медресе расположен минарет высотой 18 м и диаметром у основания 6 м.

Минарет и медресе Ислам-Ходжа

Минарет Ислам-Ходжа Ислам-Ходжа был главным визирем Хивинского ханства при Мухаммад Рахим-хане II (1863-1910) и его сыне Асфендияр-хане (1910-1920). На его средства в Хиве были построены хлопкоочистительный завод, больница, аптека, почта, телеграф, светская школа.

В 1908-1910 гг. Ислам-Ходжа построил на юго-востоке Ичан-Калы ансамбль, состоящий из самого маленького медресе и самого высокого минарета Хивы, восходящего своей формой к древним минаретам XI-XII вв.

Минарет Ислам-Ходжа Минарет запоминается легким и стройным силуэтом, увенчавшим «внутренний город». Его высота составляет 57 метров (включая фундамент). Ствол Ислам-Ходжи, имеющий диаметр внизу 9,5 м, энергично сокращается кверху и заканчивается только небольшим венчиком карниза и куполком над помещением глашатая.

Кирпичный декор минарета Каляна подчеркивает его монументальность, основательную связь с землей. Точёный ствол минарета Ислам-Ходжа опоясан сверкающими лентами облицовок и устремлен в небо, в дымке которого растворяются, тают его мозаики из голубых, синих, белых, бирюзовых изразцов. По красоте и изяществу с этим минаретом может сравниться только минарет Калян в Бухаре, который был задуман гораздо раньше минарета Ислам-Ходжи.

В его сооружении и подготовке декоративного орнамента принимали участие лучшие мастера своего времени Балта Вайсов, Ишмухаммад Худайбердыев, Каландар Кучум и др.

Верхняя площадка минарета на высоте 45 м является самой высокой точкой обзора панорамы Хивы. Сквозной фонарь на его вершине имеет сталактитовый карниз, навершие и керамические решетки-панджара.

Медресе Ислам-ХоджаМаленький дворик медресе Ислам-Ходжи обустроен 42 худжрами. Достойным фоном минарету служит декор главного фасада медресе: сине-белые майоликовые облицовки, тимпаны и ленты глазурованного узора. Юго-восточную часть медресе занимает мечеть, низкий массивный купол которой уравновешивает вертикаль минарета. Михрабная ниша мечети отделена майоликой и резным ганчем.

Музей истории Хорезма имени Аль-Хорезми и Беруни

 

Памятник Аль-Хорезми

Памятник Аль-Хорезми Земля Хорезма — родина выдающегося ученого-математика средневековья Аль-Хорезми, чьи термины «алгебра» и «алгоритм» вошли в современную науку. В Хиве установлен памятник знаменитому ученому.

Скульптор С. Бабаян изобразил математика в момент углубленных размышлений над очередным трактатом, представленным в виде свитка, длинный закрученный край которого ниспадает с камня на землю.

Музей истории Хорезма имени Аль-Хорезми и Беруни

Музей истории Хорезма имени Аль-Хорезми и Беруни построен к юбилею Аль-Хорезми (архитектор С. Сутягин). Экспозиция музея была перевезена из бывшего дворца Таш-хаули.

Отдел археологии построен на материалах хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством известного востоковеда С. П. Толстова. В древности на территории Хорезма существовали высокоцивилизованные государства. В музее экспонируются археологические находки с древних городищ Койкрылган-кала (III в. до н. э.) и Топрак-кала (VI в. н.э.). В храмовом помещении была найдена скульптура, названная «Хорезмская богиня с сосудом», копию которой можно увидеть в музее. Представляют интерес скульптуры и фрагменты монументальных росписей, найденных во дворце Топрак-кала.

О культуре средних веков рассказывают археологические материалы, макеты архитектурных сооружений, фрагменты керамической облицовки, обнаруженной при реставрационных работах в Ичан-кале и Дишан-кале

Под другие музеи в Хиве приспособлены памятники средневекового зодчества — бывшие дворцы, мечети, медресе.

Музей прикладного искусства и быта

Музей прикладного искусства и быта Хорезма находится в медресе Казы-Калян и включает произведения XVIII-XIX вв. и некоторые образцы XX в. Гости Хивы могут познакомиться здесь с изделиями народных умельцев, создавших прекрасные образцы ювелирного искусства, ковроткачества, керамики, резьбы по дереву и камню, медной чеканки. Коллекция женских украшений привлекает многообразием технических приемов, характерных для Хорезма. Здесь головные, наплечные, налобные, височные, ушные, носовые, шейные, нагрудные, поясные, наручные украшения, особенность которых — гармоничная связь с одеждой, многоярусность форм, обилие колышущихся подвесок.

Локальными чертами отличалась художественная обработка металла. Орнаментом покрывались вытянутой формы стройные чайники (чойдиши), подносы, кувшины для умывания, котелки для менял, пеналы и т. д. Иногда в орнамент включается надпись, чаще стихотворные высказывания. Образец такого сосуда есть в экспозиции.

В Музее прикладного искусства можно познакомиться со всем многообразием форм хорезмской керамики. В середине XIX в. она переживала свой новый расцвет. В экспозиции представлены произведения известных мастеров — усто Аллакора, усто Юсупкулола, Искандера Калантарова и др. Изделия отличаются художественным своеобразием как в формах, так и в цветовой гамме, преимущественно зеленой. В мотивах росписи керамических изделий мастера из Хорезма используют конкретные предметные изображения — кувшины, ножи, музыкальные инструменты, ружья и т. д. Хорезм славится своим резным деревом. В музее представлено творчество народного мастера Узбекистана, резчика по дереву Ата Палванова, произведения которого экспонировались на международных выставках.

Музей ремесел

Музей ремесел находится в здании медресе Матпана-бая. В нем представлены экспонаты, отражающие быт и орудия труда ремесленников Хорезма.Мастерство кузнецов, оружейников, ювелиров, каменщиков, кожевников, гончаров, ткачей достигло в XIX-XX вв. высокого уровня. Хива славилась своими мастерами-ювелирами, медниками, мастерами росписи по дереву, ковроделами. Здесь работали резчики по ганчу, чеканщики, существовали деревоотделочные мастерские, мастерские по производству шерстяных тканей, изделий из кожи, было развито искусство набойки на ткани. Со многими видами ремесел, с орудиями труда, а также с его результатами можно познакомиться в Музее ремесел — единственном в Узбекистане.

Неподалеку от музея находится кузница.В небольшой мастерской, выходящей на улицу, горит огонь, и на глазах у любопытных зрителей изготавливается кувшин. Так наглядно демонстрируется искусство народных мастеров Хивы

Палван дарбаза

Палван-дарваза — это не только восточные ворота Ичан-Калы, но и крупное торговое сооружение. В XVII-XVIII вв. на этом месте были древние ворота, в которых располагалась ханская тюрьма. При Ильтузар-хане (1804-1806), а затем при Алла-Кули-хане ворота были отстроены заново.

Собственно арочные ворота с бойницами и боковыми башнями находятся на пересечении с городской стеной. За въездной аркой .

расположена проходная многокупольная торговая галерея, по обеим сторонам которой расположены лавки купцов и помещения небольшой бани.

Тим и караван-сарай Алла-Кули-хана

В XIX в. в связи с расширением торговли с Бухарой, Персией и Россией Хиве потребовались новых торговые площади. Так как основные базары располагались у ворот Палван-Дарвазы, то в 30-е гг. XIX в. Алла-Кули-хан возвел здесь огромный караван-сарай, для размещения которого пришлось сломать стену Ичан-калы у дворца Таш-хаули.

Караван-сарай служил гостиницей для купцов и местом оптовой торговли. Вскоре к его главному фасаду был пристроен многокупольный торговый пассаж — тим. Его западный и восточный фасады оформлены в виде городских ворот, облицованы шлифованным кирпичом с выкладкой фигурных поясов на угловых башнях.

Дишан-Кала:

Дворец Нурулла-бая

 

Дворец Нурулла-бая находится в северо-западной части Дишан-Калы. Он отстроен Мухаммад-Рахим-ханом II для своего сына — будущего хана Асфендияра в 1906-1912 гг.

Дворец Нурулла-бая Подобно бухарскому дворцу Ситораи Мохи-Хоса он представляет собой смешение элементов хивинской и европейской архитектуры.

В комплекс дворца входит приемная Асфендияр-хана, помещение судилища, жилые строения и медресе. В отделке потолков, рам, паркета участвовали немецкие колонисты.Декоративные керамические изразцы были изготовлены в Петербурге.

Дворец Нурулла-баяОсобенно интересно оформление ханской приемной, сплошь покрытой резным ганчем с позолотой и цветной росписью.

Минарет Палван-Кари

 

Минарет Палван-Кари находится в восточной части внешнего города — Дишан-Калы на улице, ведущей от ворот Палван-дарваза мимо комплекса Сейид-бия. Это редкий тип прямого цилиндрического минарета, отличный от традиционного хорезмского типа минаретов, диаметр которых обычно сильно уменьшается с высотой.

Строительство минарета Палван-Кари относится к концу XIX — началу XX вв. Ствол минарета оформлен поясами фигурной кладки из кирпича с орнаментальными вставками зеленых глазурированных «бантиков».

Минарет, мечеть, медресе Сейид-бия

За пределами стен Ичан-Калы у ворот Палван-дарваза расположен небольшой комплекс религиозных строений, построенный при Алла-Кули-хане богатым купцом Сейидом Шеликер-бием. Он включает девятикупольную мечеть, двухэтажное медресе и минарет. К основному зданию мечети с севера примыкает открытый айван с тремя резными деревянными колоннами конца XVIII — начала XIX вв.

 

К северо-восточной стене мечети пристроено миниатюрное медресе. Минарет Сейид-бия высотой более 30 м, увенчанный сталактитовым карнизом и арочным фонарем, имеет основание в восточной части двора мечети.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*