Ташкент

Исторические  памятники Ташкента

 

Ташкент — один из крупнейших городов Центральной Азии — столица Республики Узбекистан. Впервые Ташкент, как городское поселение, упоминается в древневосточных хрониках II в. до н.э. В китайских источниках он назывался Юни; в надписи 262 г. до н.э. персидского царя Шапура I на «Каабе Зороастра» Ташкентский оазис назывался Чач. Чач являлся перекрестком на пути экспорта золота, драгоценных камней, пряностей и великолепных лошадей к другим городам и государствам. Ташкент, (в переводе с узбекского «Каменный город») столица Республики Узбекистан, бережно хранит свидетельства прошлого и память о многих событиях истории древней земли Узбекистана.

Ташкент никого не оставляет равнодушным, даже самых искушенных путешественников. Посещение этого древнего и в то же время современного города оставит у Вас поистине неизгладимое впечатление. Ташкент богат красивыми исламскими архитектурными сооружениями, медресе, мечетями, музеями и библиотеками, которые бережно хранятся для будущих поколений и которые ждут встречи с Вами.

Тур в Ташкент даст Вам прекрасную возможность увидеть все грани прошлого и настоящего древнего города, который не перестает удивлять своими архитектурными памятниками, наследием великих ученых, каллиграфов и художников, библиотеками и музеями, хранящими сокровища духовной и материальной жизни народа. Стоит отметить исторические музеи, такие как Музей Искусства Узбекистана, содержащий более 4000 предметов (в том числе артефакты согдийского периода, буддийские статуи, возраст которых более 1 тыс. лет, и культовые предметы зороастризма), и Музей Истории Узбекистана. Пожалуй, самый роскошный и богато декорированный музей города — Музей Истории Тимуридов (Музей Амира Тимура), находится в самом центре города. Вы должны в обязательном порядке его посетить. Быть в Ташкенте и не побывать в Музее Тимура считается дурным тоном. Также крайне интересна для посещения и старая часть Ташкента — Эски-Шахар. Несмотря на сильные землетрясения, постоянно происходящие в этом сейсмически активном районе, многие старые здания и улицы на удивление хорошо сохранились.

Многолюдный рынок Чорсу на фоне медресе Кукельдаш — не просто крупнейший и богатейший торговый центр города, но и воплощение всех легенд о Древнем Востоке. Так называемые Ташкентские куранты — красивейшее здание. Это башня с часами, которая копирует знаменитую Спасскую башню московского Кремля. «Ташкентские куранты» — памятник, доставшийся в наследство от Ташкентского Генерал-губернаторства, той эпохи, когда Узбекистан входил в состав Российской Империи. В 2009 году была проведена реконструкция памятника, попутно с которой у знаменитых Курантов появился близнец: к своему 2200-летию Ташкент обзавелся еще одними Курантами, которые были возведены неподалеку от нынешних в непосредственной близости от Дворца форумов. Комплекс новых курантов выглядит идентично нынешнему, однако развернут в противоположную сторону.

Сегодня столица Узбекистана — крупнейший культурный центр не только страны, но и всей Средней Азии. Консерватория, 9 театров (в том числе всемирно известный театр Оперы и Балета им. А. Навои), концертные и выставочные залы, стадионы, плавательные бассейны, библиотеки, парки, цветущие сады и фонтаны (редчайшее в этих засушливых местах явление, к тому же выполненное с большим архитектурным и инженерным совершенством), не оставят равнодушным никого. А Ташкентская телебашня — самое высокое строение в Центральной Азии (высота — 375 метров).

 

Городище «Минг Урик» (I в. н.э.)

Городище «Минг Урик» является развалинами древнего города, который часто упоминается в исторических документах как Чач. Город, согласно археологическим артефактам, существовал, начиная с I века н.э. до завоевания арабами Средней Азии в VIII веке. По мнению историков, город входил в союз нескольких городов-государств под общим названием Чач.

Холмами Минг Урик впервые заинтересовались члены Туркестанского кружка любителей археологии, который открылся в Ташкенте в 1895 году. Тогда было составлено описание древнего городища и появились первые находки.

Ученые предполагают, что городище было резиденцией тюркских правителей. Ядром его было сооружение из сырцового кирпича и пахсы в виде квадрата с пристроенными с каждой стороны полукруглыми башнями. Планировка внутри квадрата и сама схема построения развивает принцип, заложенный в культовом здании Шаштепа. Огромные отвалы чистой золы с западной стороны здания и запасы древесного топлива в одном из внутренних помещений указывают на его функцию храма, наверху которого располагался открытый алтарь огня.

Городище Минг Урик Комплекс на Минг Урике был возведен населением, духовная культура которого определялась огнем и солнцепоклонничеством. Он, видимо, просуществовал до IV в. н.э. и указывает на то, что территория современного Ташкента в древности входила в ареал крупнейшего культового центра государства Кангюй. Начало урбанизации в Ташкенте можно проследить по письменным китайским источникам с конца II в. до н.э. Хроника старшего дома Хань «Шицзи» сообщает об области и городе Юни в составе государства Кангюй, ядро которого в науке принято размещать в Ташкентском оазисе.

Более поздние китайские источники называют область и город Ши, которые наследуют Юни. Как следует из источников, Ши после распада государства Кангюй на мелкие владения в III-начале IV в. н.э. превратился в небольшое самостоятельное государство. По данным археологии, древнейшая столица этого владения располагалась на громадном городище Канка в 70 км к югу от Ташкента. В пределах будущего Ташкента в это же время существовал ряд урбанизированных поселений, как показано выше.

Городище Минг-Урик, расположенное севернее его на берегу Салара, можно считать древнейшим ядром города Ташкента, возникшим в результате интенсивного освоения водной системы Салар-Джун и развития урбанизации.

В настоящее время памятник Минг-Урик находится под охраной государства и является интересным объектом для посещения туристов.

Комплекс Занги-Ата (конец XIV — начало XX вв.)

Ансамбль возник на основе захоронения шейха Ай-Ходжа по прозвищу Зенги-ата, что значит «чёрный», жившего в конце XII — первой половине XIII в. Он был пятым мюридом суфия Ходжа Ахмада Яссави, который считался духовным главой всех тюркских племен Средней Азии и Казахстана, учеником поэта-мистика Сулеймана Хаки-ата Бакыргани.

По преданию, начало ансамблю было положено Тимуром, построившим мавзолеи популярного святого Зенги-аты и его жены Амбар-биби. Ансамбль состоит из трёх территорий: обширный сад, комплекс построек XIV-XIX вв., куда входят мечеть, медресе, минарет и мавзолей Амбар-биби.

Вход в ансамбль лежит через дарвазахану. Она представляет собой портально-купольное сооружение с башенками-гульдаста по углам. Дарваза невелика: 6×7 м в плане, помещение внутри перекрыто сводом «балхи», высота здания 3.3 м, пролет свода портала — 4.16 м и высота — 6.58 м. От ворот до входа во второй двор ведет аллея (длина — 22 м), она упирается в дарвазахану — вход в основной комплекс.

Южнее аллеи — большой хауз. В юго-западной стороне расположена мечеть типа намазгох. Портал мавзолея Зенги-ата выходит в южный угол двора, корпус которого на территории кладбища. По периметру двор застроен худжрами. Во двор ведут два входа, оформленные портально-купольными помещениями дарваза-хана.

Перед мечетью в 1914-15 гг. был воздвигнут оригинальный минарет-башня. К историческому комплексу с юга примыкает старое кладбище. От южного входа идет озелененная дорожка к мавзолею Амбар-биби.

Мечеть Зенги-ата входит в основной комплекс. Она построена зенгиатинским казием в 1870 г. Мечеть замыкает двор перед мавзолеем с юго-запада. В 1914-15 гг. мечеть ремонтировали и частично перестраивали: переделан айван, устроена скатная кровля над галереей, переложен южный фасад.

Мечеть-намазгох здесь использовалась для праздничных молений. Она представляет собой вытянутое в поперечном направлении, фронтально к дворовому пространству, здание с крупным портально-купольным объемом в центре, пониженными крыльями арочно-купольных галерей по сторонам и деревянным айваном перед всем зданием.

Галереи мечети — четырёхнефные, двухрядной застройки. Мечеть перекрыта одинарными сфероконическими куполами: в главном здании — на арочных, в галереях — на щитовидных парусах. Пилоны, на которые опираются купола галереи, квадратны в плане, с вытянутыми по углам четвертями, спускающимися до цоколя. Мечеть сложена из квадратного жженого кирпича, стены снаружи в черной кладке, внутри — отштукатурены. Первоначально, интерьер был расписан цветами и надписями, живопись не сохранилась. Среди росписей была надпись с датой 1870-1871 и именем мастера из Коканда Кож-Мухамеди-Коканди.

Медресе Зенги-Ата

Застройка, обходящая с трёх сторон трапециевидный двор перед фасадом мавзолея Зенги-ата, именуется медресе.

На двери портала вырезана дата 1286 год хиджры (1832 г.), входная дверь в западной дарвазахоне имеет надпись: 1333 г. хиджры (1914-15 гг.) и имена ташкентских мастеров — мулла устад Кул-беку и уста Назар-хан.

Худжры перекрыты стрельчатыми сводами, дарсхана и дарвазахана перекрыты сфероконическими одинарными куполами (основанными на одинарных щитовидных парусах, а в дарсхане — на восьмигранном ярусе арочных парусов, заполненных одинарными щитовидными парусами). Ритм худжр прерывается двумя входными помещениями: проходными дарвазахана в западном углу и в центре северо-восточной стороны застройки.

Одноэтажные худжры отмечены со двора ритмом неглубоких ниш, которые не везде соответствуют размером расположенных за ними помещений. Порталом отмечены лишь дарвазахана в центре северо-восточной части двора и мавзолей Зенги-ата, ассиметрично расположенный в углу двора.

Медресе выстроено из квадратного жженого кирпича, ремонтные участки 1924-15 гг. выложены прямоугольным кирпичом.

Комплекс Шейхантаур (XIV в.)

Комплекс Шейхантаур (2-я пол. XV в. — XIX в.) — один из главных исторических ансамблей Ташкента. Он сложился вокруг могилы местного шейха Хавенди Тахура, умершего в 1355г., по имени которого и был назван весь район города. Археологи доказали, что первый мавзолей был построен II половине XV века при Ходже Ахраре, а в конце века недалеко от мазара была устроена чилляхона (подземная камера для сорокодневного поста). Тогда же вблизи мавзолея шейха Хавенди Тахура возникли: к северу — небольшой центрический мавзолей под коническим куполом, посвященный Калдыргач-бию, к западу — один из крупнейших ташкентских мавзолеев, посвященный правителю Юнус-хану. В XVI веке этот мазар был самым популярным «святым местом» в Ташкенте, здесь хоронили узбекскую аристократию. Между чилляхоной и мавзолеем шейха Хавенди Тахура была специальная зиаратхона (помещение для поминания усопших). В начале XX века между мавзолеями Шейхантаура и Калдыргач-бия была построенаАурад мечеть.

В 1924 году была проведена реконструкция, часть строений была разобрана.

Мавзолей Шейха Хавенди Тахура (основан в XIV-XV в., надземная часть — конец XVIII в. — начало XIX в.). Сохранившаяся постройка не первоначальная, она воздвигнута на старых фундаментах, с сохранением плана и основных архитектурных форм. В мавзолее размещаются зиаратхона, гур-хона. В композиции мавзолея доминирует высокий купол зиаратхоны, купол гурхоны за ним поменьше и ниже.

Мавзолей сложен из светло-желтого кирпича. В окнах гурхоны и на южном фасаде зиаратхоны вставлены керамические майоликовые панджара (декоративные решетки). Главный фасад оформлен в виде небольшого портала. Декор отсутствует.

Ансамбль Хазрет Имам (XVI в.)

Ансамбль сложился на могиле одного из первых имамов Ташкента, известного ученого, знатока Корана и хадисов, поэта, ремесленника (изготовлял замки и ключи к ним, кормил своим ремеслом свою семью) Хазрети Имама (полное его имя — Абубекр Мухаммад Каффаль Шаши). По историческим сведениям он был погребен на территории, где позже развился один из четырех городских районов Ташкента — Себзар. Могила была популярна и высоко почитаема. По имени шейха вся местность в себзарской части старого города получила название Хазрати Имом (сокр. Хаст Имом).

В XVI веке основу ансамбля составляло медресе Барак-хана, объединившее в единый комплекс еще два мавзолея XV-XVI веков — Безымянный и Суюнидж-хана. Здесь также имеется богатая библиотека восточных рукописей. Напротив медресе Барак-хана размещается ташкентская мечеть Тилля-шейха (XIX в.), функционирующая до сих пор.

Архитектурное сооружение XVI в., мавзолей, возведённый над могилой почитаемого духовного лица Мухаммеда Абу-Бекра Каффаль-Шаши (ум. в X в.) также входит в ансамбль Хазрет Имам. Мавзолей имеет прямоугольную форму, увенчан куполом на цилиндрическом, слегка сужающемся барабане. Несмотря на то, что здание неоднократно ремонтировали, в стенах древней части мавзолея сохранился жженый плиточный кирпич и пояса майоликовых надписей, украшающих мавзолей и по сей день. В окна вставлены ганчевые панджара.

Мавзолей Каффаль-Шаши представляет собой редкую разновидность многокамерных мавзолеев-ханака середины XVI в. с ассиметричной планировкой; он сохранил уникальный для Ташкента декор — майолику XVI века с исторической надписью, содержащей имена зодчего и каллиграфа и дату сооружения — 1541-1542 гг. Этот памятник представляет собой большую историческую и художественную ценность.

В 40 метрах от мавзолея Каффаль Шаши находится ранее построенная мечеть-намазгох (сер. XIX в), которая также входила в ансамбль Хазрети Имом. Она была построена в 1856-57 гг. кокандским ханом Мирза Ахмед Кушбеги. Это прямоугольная в плане, продольно-осевая постройка XVI века, перекрытая 12 куполами (по три, в 4 ряда). Точных исторических данных о времени постройки нет. Известно лишь, что она возведена в пору Кокандского ханства (1-ая пол. XIX в). В 1970 г. во дворе данной постройки был открыт Исламский инстутит им. имама Аль-Бухари. Этот институт закончили почти все муфтии на территории СНГ. В 2007 г. одноэтажное здание было снесено и н

Исторические  памятники Ташкента

 

Ташкент — один из крупнейших городов Центральной Азии — столица Республики Узбекистан. Впервые Ташкент, как городское поселение, упоминается в древневосточных хрониках II в. до н.э. В китайских источниках он назывался Юни; в надписи 262 г. до н.э. персидского царя Шапура I на «Каабе Зороастра» Ташкентский оазис назывался Чач. Чач являлся перекрестком на пути экспорта золота, драгоценных камней, пряностей и великолепных лошадей к другим городам и государствам. Ташкент, (в переводе с узбекского «Каменный город») столица Республики Узбекистан, бережно хранит свидетельства прошлого и память о многих событиях истории древней земли Узбекистана.

Ташкент никого не оставляет равнодушным, даже самых искушенных путешественников. Посещение этого древнего и в то же время современного города оставит у Вас поистине неизгладимое впечатление. Ташкент богат красивыми исламскими архитектурными сооружениями, медресе, мечетями, музеями и библиотеками, которые бережно хранятся для будущих поколений и которые ждут встречи с Вами.

Тур в Ташкент даст Вам прекрасную возможность увидеть все грани прошлого и настоящего древнего города, который не перестает удивлять своими архитектурными памятниками, наследием великих ученых, каллиграфов и художников, библиотеками и музеями, хранящими сокровища духовной и материальной жизни народа. Стоит отметить исторические музеи, такие как Музей Искусства Узбекистана, содержащий более 4000 предметов (в том числе артефакты согдийского периода, буддийские статуи, возраст которых более 1 тыс. лет, и культовые предметы зороастризма), и Музей Истории Узбекистана. Пожалуй, самый роскошный и богато декорированный музей города — Музей Истории Тимуридов (Музей Амира Тимура), находится в самом центре города. Вы должны в обязательном порядке его посетить. Быть в Ташкенте и не побывать в Музее Тимура считается дурным тоном. Также крайне интересна для посещения и старая часть Ташкента — Эски-Шахар. Несмотря на сильные землетрясения, постоянно происходящие в этом сейсмически активном районе, многие старые здания и улицы на удивление хорошо сохранились.

Многолюдный рынок Чорсу на фоне медресе Кукельдаш — не просто крупнейший и богатейший торговый центр города, но и воплощение всех легенд о Древнем Востоке. Так называемые Ташкентские куранты — красивейшее здание. Это башня с часами, которая копирует знаменитую Спасскую башню московского Кремля. «Ташкентские куранты» — памятник, доставшийся в наследство от Ташкентского Генерал-губернаторства, той эпохи, когда Узбекистан входил в состав Российской Империи. В 2009 году была проведена реконструкция памятника, попутно с которой у знаменитых Курантов появился близнец: к своему 2200-летию Ташкент обзавелся еще одними Курантами, которые были возведены неподалеку от нынешних в непосредственной близости от Дворца форумов. Комплекс новых курантов выглядит идентично нынешнему, однако развернут в противоположную сторону.

Сегодня столица Узбекистана — крупнейший культурный центр не только страны, но и всей Средней Азии. Консерватория, 9 театров (в том числе всемирно известный театр Оперы и Балета им. А. Навои), концертные и выставочные залы, стадионы, плавательные бассейны, библиотеки, парки, цветущие сады и фонтаны (редчайшее в этих засушливых местах явление, к тому же выполненное с большим архитектурным и инженерным совершенством), не оставят равнодушным никого. А Ташкентская телебашня — самое высокое строение в Центральной Азии (высота — 375 метров).

 

Городище «Минг Урик» (I в. н.э.)

Городище «Минг Урик» является развалинами древнего города, который часто упоминается в исторических документах как Чач. Город, согласно археологическим артефактам, существовал, начиная с I века н.э. до завоевания арабами Средней Азии в VIII веке. По мнению историков, город входил в союз нескольких городов-государств под общим названием Чач.

Холмами Минг Урик впервые заинтересовались члены Туркестанского кружка любителей археологии, который открылся в Ташкенте в 1895 году. Тогда было составлено описание древнего городища и появились первые находки.

Ученые предполагают, что городище было резиденцией тюркских правителей. Ядром его было сооружение из сырцового кирпича и пахсы в виде квадрата с пристроенными с каждой стороны полукруглыми башнями. Планировка внутри квадрата и сама схема построения развивает принцип, заложенный в культовом здании Шаштепа. Огромные отвалы чистой золы с западной стороны здания и запасы древесного топлива в одном из внутренних помещений указывают на его функцию храма, наверху которого располагался открытый алтарь огня.

Городище Минг Урик Комплекс на Минг Урике был возведен населением, духовная культура которого определялась огнем и солнцепоклонничеством. Он, видимо, просуществовал до IV в. н.э. и указывает на то, что территория современного Ташкента в древности входила в ареал крупнейшего культового центра государства Кангюй. Начало урбанизации в Ташкенте можно проследить по письменным китайским источникам с конца II в. до н.э. Хроника старшего дома Хань «Шицзи» сообщает об области и городе Юни в составе государства Кангюй, ядро которого в науке принято размещать в Ташкентском оазисе.

Более поздние китайские источники называют область и город Ши, которые наследуют Юни. Как следует из источников, Ши после распада государства Кангюй на мелкие владения в III-начале IV в. н.э. превратился в небольшое самостоятельное государство. По данным археологии, древнейшая столица этого владения располагалась на громадном городище Канка в 70 км к югу от Ташкента. В пределах будущего Ташкента в это же время существовал ряд урбанизированных поселений, как показано выше.

Городище Минг-Урик, расположенное севернее его на берегу Салара, можно считать древнейшим ядром города Ташкента, возникшим в результате интенсивного освоения водной системы Салар-Джун и развития урбанизации.

В настоящее время памятник Минг-Урик находится под охраной государства и является интересным объектом для посещения туристов.

Комплекс Занги-Ата (конец XIV — начало XX вв.)

Ансамбль возник на основе захоронения шейха Ай-Ходжа по прозвищу Зенги-ата, что значит «чёрный», жившего в конце XII — первой половине XIII в. Он был пятым мюридом суфия Ходжа Ахмада Яссави, который считался духовным главой всех тюркских племен Средней Азии и Казахстана, учеником поэта-мистика Сулеймана Хаки-ата Бакыргани.

По преданию, начало ансамблю было положено Тимуром, построившим мавзолеи популярного святого Зенги-аты и его жены Амбар-биби. Ансамбль состоит из трёх территорий: обширный сад, комплекс построек XIV-XIX вв., куда входят мечеть, медресе, минарет и мавзолей Амбар-биби.

Вход в ансамбль лежит через дарвазахану. Она представляет собой портально-купольное сооружение с башенками-гульдаста по углам. Дарваза невелика: 6×7 м в плане, помещение внутри перекрыто сводом «балхи», высота здания 3.3 м, пролет свода портала — 4.16 м и высота — 6.58 м. От ворот до входа во второй двор ведет аллея (длина — 22 м), она упирается в дарвазахану — вход в основной комплекс.

Южнее аллеи — большой хауз. В юго-западной стороне расположена мечеть типа намазгох. Портал мавзолея Зенги-ата выходит в южный угол двора, корпус которого на территории кладбища. По периметру двор застроен худжрами. Во двор ведут два входа, оформленные портально-купольными помещениями дарваза-хана.

Перед мечетью в 1914-15 гг. был воздвигнут оригинальный минарет-башня. К историческому комплексу с юга примыкает старое кладбище. От южного входа идет озелененная дорожка к мавзолею Амбар-биби.

Мечеть Зенги-ата входит в основной комплекс. Она построена зенгиатинским казием в 1870 г. Мечеть замыкает двор перед мавзолеем с юго-запада. В 1914-15 гг. мечеть ремонтировали и частично перестраивали: переделан айван, устроена скатная кровля над галереей, переложен южный фасад.

Мечеть-намазгох здесь использовалась для праздничных молений. Она представляет собой вытянутое в поперечном направлении, фронтально к дворовому пространству, здание с крупным портально-купольным объемом в центре, пониженными крыльями арочно-купольных галерей по сторонам и деревянным айваном перед всем зданием.

Галереи мечети — четырёхнефные, двухрядной застройки. Мечеть перекрыта одинарными сфероконическими куполами: в главном здании — на арочных, в галереях — на щитовидных парусах. Пилоны, на которые опираются купола галереи, квадратны в плане, с вытянутыми по углам четвертями, спускающимися до цоколя. Мечеть сложена из квадратного жженого кирпича, стены снаружи в черной кладке, внутри — отштукатурены. Первоначально, интерьер был расписан цветами и надписями, живопись не сохранилась. Среди росписей была надпись с датой 1870-1871 и именем мастера из Коканда Кож-Мухамеди-Коканди.

Медресе Зенги-Ата

Застройка, обходящая с трёх сторон трапециевидный двор перед фасадом мавзолея Зенги-ата, именуется медресе.

На двери портала вырезана дата 1286 год хиджры (1832 г.), входная дверь в западной дарвазахоне имеет надпись: 1333 г. хиджры (1914-15 гг.) и имена ташкентских мастеров — мулла устад Кул-беку и уста Назар-хан.

Худжры перекрыты стрельчатыми сводами, дарсхана и дарвазахана перекрыты сфероконическими одинарными куполами (основанными на одинарных щитовидных парусах, а в дарсхане — на восьмигранном ярусе арочных парусов, заполненных одинарными щитовидными парусами). Ритм худжр прерывается двумя входными помещениями: проходными дарвазахана в западном углу и в центре северо-восточной стороны застройки.

Одноэтажные худжры отмечены со двора ритмом неглубоких ниш, которые не везде соответствуют размером расположенных за ними помещений. Порталом отмечены лишь дарвазахана в центре северо-восточной части двора и мавзолей Зенги-ата, ассиметрично расположенный в углу двора.

Медресе выстроено из квадратного жженого кирпича, ремонтные участки 1924-15 гг. выложены прямоугольным кирпичом.

Комплекс Шейхантаур (XIV в.)

Комплекс Шейхантаур (2-я пол. XV в. — XIX в.) — один из главных исторических ансамблей Ташкента. Он сложился вокруг могилы местного шейха Хавенди Тахура, умершего в 1355г., по имени которого и был назван весь район города. Археологи доказали, что первый мавзолей был построен II половине XV века при Ходже Ахраре, а в конце века недалеко от мазара была устроена чилляхона (подземная камера для сорокодневного поста). Тогда же вблизи мавзолея шейха Хавенди Тахура возникли: к северу — небольшой центрический мавзолей под коническим куполом, посвященный Калдыргач-бию, к западу — один из крупнейших ташкентских мавзолеев, посвященный правителю Юнус-хану. В XVI веке этот мазар был самым популярным «святым местом» в Ташкенте, здесь хоронили узбекскую аристократию. Между чилляхоной и мавзолеем шейха Хавенди Тахура была специальная зиаратхона (помещение для поминания усопших). В начале XX века между мавзолеями Шейхантаура и Калдыргач-бия была построенаАурад мечеть.

В 1924 году была проведена реконструкция, часть строений была разобрана.

Мавзолей Шейха Хавенди Тахура (основан в XIV-XV в., надземная часть — конец XVIII в. — начало XIX в.). Сохранившаяся постройка не первоначальная, она воздвигнута на старых фундаментах, с сохранением плана и основных архитектурных форм. В мавзолее размещаются зиаратхона, гур-хона. В композиции мавзолея доминирует высокий купол зиаратхоны, купол гурхоны за ним поменьше и ниже.

Мавзолей сложен из светло-желтого кирпича. В окнах гурхоны и на южном фасаде зиаратхоны вставлены керамические майоликовые панджара (декоративные решетки). Главный фасад оформлен в виде небольшого портала. Декор отсутствует.

Ансамбль Хазрет Имам (XVI в.)

Ансамбль сложился на могиле одного из первых имамов Ташкента, известного ученого, знатока Корана и хадисов, поэта, ремесленника (изготовлял замки и ключи к ним, кормил своим ремеслом свою семью) Хазрети Имама (полное его имя — Абубекр Мухаммад Каффаль Шаши). По историческим сведениям он был погребен на территории, где позже развился один из четырех городских районов Ташкента — Себзар. Могила была популярна и высоко почитаема. По имени шейха вся местность в себзарской части старого города получила название Хазрати Имом (сокр. Хаст Имом).

В XVI веке основу ансамбля составляло медресе Барак-хана, объединившее в единый комплекс еще два мавзолея XV-XVI веков — Безымянный и Суюнидж-хана. Здесь также имеется богатая библиотека восточных рукописей. Напротив медресе Барак-хана размещается ташкентская мечеть Тилля-шейха (XIX в.), функционирующая до сих пор.

Архитектурное сооружение XVI в., мавзолей, возведённый над могилой почитаемого духовного лица Мухаммеда Абу-Бекра Каффаль-Шаши (ум. в X в.) также входит в ансамбль Хазрет Имам. Мавзолей имеет прямоугольную форму, увенчан куполом на цилиндрическом, слегка сужающемся барабане. Несмотря на то, что здание неоднократно ремонтировали, в стенах древней части мавзолея сохранился жженый плиточный кирпич и пояса майоликовых надписей, украшающих мавзолей и по сей день. В окна вставлены ганчевые панджара.

Мавзолей Каффаль-Шаши представляет собой редкую разновидность многокамерных мавзолеев-ханака середины XVI в. с ассиметричной планировкой; он сохранил уникальный для Ташкента декор — майолику XVI века с исторической надписью, содержащей имена зодчего и каллиграфа и дату сооружения — 1541-1542 гг. Этот памятник представляет собой большую историческую и художественную ценность.

В 40 метрах от мавзолея Каффаль Шаши находится ранее построенная мечеть-намазгох (сер. XIX в), которая также входила в ансамбль Хазрети Имом. Она была построена в 1856-57 гг. кокандским ханом Мирза Ахмед Кушбеги. Это прямоугольная в плане, продольно-осевая постройка XVI века, перекрытая 12 куполами (по три, в 4 ряда). Точных исторических данных о времени постройки нет. Известно лишь, что она возведена в пору Кокандского ханства (1-ая пол. XIX в). В 1970 г. во дворе данной постройки был открыт Исламский инстутит им. имама Аль-Бухари. Этот институт закончили почти все муфтии на территории СНГ. В 2007 г. одноэтажное здание было снесено 

Мечеть Джами (Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали)(XV-XVIII — конец XIX вв.)

Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали является основой ансамбля Регистан, расположенного в районе площади Чорсу. Это — единственный в Ташкенте образец пятничной мечети дворового типа, бытовавшего в Средней Азии в эпоху позднего Средневековья.

Главное здание представляет собой кубический объем, перекрытый куполом с четырьмя оконцами в невысоком барабане. Восточная стена, обращенная во двор, прорезана крупной аркой. Скуфья купола сфероконическая, без декора. Купол основан на сфероконических парусах. Кривая арок-ниш у входного проема — стрельчатая, не среднеазиатского, а скорее готического абриса. Планировка мечети вытянута в виде прямоугольника с крупным объемом здания в конце продольной оси восток-запад.

История возникновения

Фундамент мечети был заложен ещё в IX в., после арабского завоевания древнего, зороастрийского Ташкента, который тогда назывался Чач. Город лежал в развалинах. Пришельцы-арабы даже имени его не могли правильно произнести. В их языке не было звука «ч», и название плодородной долины Чирчика они исказили в слово «аш-Шаш».

В 819 году молодой эмир Яхъя ибн Асад, только что получивший от арабского наместника восточной части халифата жалованную грамоту на управление всеми землями нынешней Ташкентской области, остановил своего коня у возвышенности, которая и сейчас довольно ясно просматривается между тремя городскими площадями – Чорсу, Ходра и Иски-Джува. «Здесь мы построим нашу столицу, — сказал Яхъя почтительно двигавшейся за ним свите, — пусть на этом холме встанет Мадина аш-Шаш – северный форпост Мавераннахра!» В его свите были гвардейцы-тюрки, и они дружно подхватили слова командира: «Да, да, именно здесь поднимется город Шаша!» На языке тюрков «Мадина аш-Шаш» звучит как «Шашкент». А на самой высокой точке выбранного холма Яхъя ибн Асад приказал заложить фундамент первой в Ташкенте соборной пятничной мечети.

В 1432 году Ташкент посетил Убайдулла Ходжа Ахрар, один из самых знаменитых общественных деятелей эпохи темуридов, родившийся в горном кишлаке Богистан близ Ташкента в 1404 г. Уезжая, Ходжа Ахрар приказал построить большую пятничную мечеть и медресе в древней ташкентской махалле Гульбазар. Легенды утверждают, что денежные средства на строительство Убайдулла выручил от продажи ниточек-обрезков, которые сами собой получаются на краях свертков ткани, разрезаемых на стандартные куски. Так это или не так, но на старинном фундаменте, оставшемся от первой ташкентской мечети времен Яхъи ибн Асада, вырос в середине XV века характерный куб с куполом и открытым на восточную сторону арочным перекрытием.

Напротив старого центрального входа в мечеть, который ранее находился на северной стороне, стояло возведённое в 1451 году скромное одноэтажное медресе. Теперь оно не существует, так как в 1954 году городские власти вздумали разобрать его на кирпичи, необходимые для реставрации соседних зданий.

Ташкент, как известно, стоит вблизи гор, в зоне землетрясений. Поэтому многие средневековые монументальные здания здесь часто страдали от ударов подземной стихии, иногда они даже полностью разрушались. Не избежала частых реставраций и пятничная мечеть. Например, в XVIII веке, в период расцвета самостоятельного Ташкентского государства под управлением шейхантаурского хакима Юнуса Ходжи, основательно был отремонтирован главный куб и полностью перестроены сводчатые галереи с кельями вокруг длинного двора.

Серьёзный ущерб главной мечети нанесло сильнейшее землетрясение 1868 года, когда ощутимо пострадало большинство ташкентских памятников средневековой архитектуры. Соборная мечеть выбыла из строя почти на два десятка лет. Только в 1888 году она была окончательно восстановлена на средства, предоставляемые российским императором Александром III, поэтому её стали называть «Царской мечетью». И хотя внешний облик здания при реконструкции пришлось несколько изменить, оно, как и раньше, производило весьма внушительное впечптление. Достаточно сказать, что это третья по величине пятничная мечеть Узбекистана. Её превосходят только две постройки подобного рода – Биби-Ханым в Самарканде и Калян в Бухаре.

Раньше, когда вокруг не было вообще никаких высоких построек, куб Джума-мечети Ходжа Ахрар Вали было видно со всех сторон, особенно хорошо – с древнейшего в Ташкенте рынка Чорсу, который шумит на одном и том же месте вот уже более тысячи лет. Архитектурный ансамбль, окружавший Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали, в наше время практически полностью разрушен, если не считать сильно отреставрированного здания медресе Кукельдаш и купола махаллинской мечети Гульбазар. Представить себе первоначальный облик этого примечательного уголка старого Ташкента теперь можно только по редким старинным фотографиям.

На высокий пятнадцатиметровый куб главного здания мечети во времена зарождения фотографии любили подниматься фотографы, чтобы запечатлеть своей, тогда ещё совсем несовершенной аппаратурой панораму старого Ташкента с высоты птичьего полета.

В 2003 году мечеть была заново отстроена, при этом были применены современные методы строительства и отделки. Теперь не один, а целых три больших купола венчают исторический старогородский холм, мечеть выглядит нарядной, праздничной, сюда приходит большое количество людей. Этому способствует удачное расположение — рядом находится один из самых древних базаров Ташкента.

Мечеть Тилля-шейха (XIX в.)

Мечеть Тилля-шейха входит в состав историко-религиозного комплекса Хаст Имам. «Тилля шейх» означает «Золотой шейх». Это бывшая главная мечеть Узбекистана, она была построена в 1856-57 гг.

Расположена мечеть напротив медресе Барак-хана. Она была построена кокандским ханом Мирза Ахмед Кушбеги.

Во дворе мечети находятся зимнее и летнее помещения для молитв; невысокие минареты; хозяйственные помещения и библиотека. Мечеть украшают резная михрабная ниша, минбар, оконные проёмы.

Согласно преданию, здесь хранится золотой волос пророка Мухаммада. Мечеть действует и сегодня.

Мечеть Намазгох

В прошлом это была загородная территория, куда съезжался народ по главным религиозным праздникам. Сейчас в этом здании размещается Исламский институт имени Имама Аль Бухари. Главный его фасад выходит во внутренний, сейчас небольшой дворик. Институт был создан в 1970 г., за годы существования он завоевал большой авторитет в мусульманском мире. Здесь продолжают обучение после медресе будущие теологи. В ходе четырех лет им преподают богословские науки, арабский язык, литературу и историю.

Здание представляет собой вытянутую постройку в виде купольных галерей с деревянным айваном, украшено резьбой по ганчу в традиционном восточном стиле и орнаментальной росписью. Стены мечети сложены из жженого плиточного кирпича. Интерьеры не декорированы. Единственная деталь — михрабная ниша в главном зале, небольшая плоская, со сталактитами — мукарнас в своде. Поверху его вырезана панджара.

В наше время памятник архитектуры несколько раз претерпевал незначительные изменения.

Медресе Барак-хана (XVI в.)

Медресе Барак-хана расположено к востоку от базара Чорсу, среди глинобитной застройки старого города.Его строительство велось в несколько этапов и было завершено в 1532 г.

Сначала был возведен мавзолей «Безымянный», позднее мавзолей, посвященный Суюнидж-хану. Третий этап — строительство портала и худжр.

 

Медресе имеет двор, обведенный одноэтажными худжрами. Главный фасад выделен порталом с полуоктагональной нишей, в нем сохранились остатки изразцовых облицовок. В плане медресе представляет собой сильно вытянутую с востока на запад трапециевидную застройку вокруг продолговатого двора. Внутри находилось несколько поздних погребений, среди которых, однако Барак-хана нет: по сведениям — он умер в 1556 г. и похоронен в Самарканде.

Мавзолей — центрический, портально-купольный, с четырьмя угловыми помещениями и крестовидным залом. С правой стороны на портале висит доска, которая гласит, что здесь, внутри мавзолея, располагается резиденция Муфтия Духовного Управления Мусульман Узбекистана. Комплекс сложен из рваного кирпича. Декор фасадов был распределен только на главных объектах — входном пештаке медресе, портале и куполе мавзолея Суюнидж-хана. По историческим данным, скуфья купола мавзолея была покрыта голубыми изразцами, барабан купола украшал звездчатый гирих с рисунком 8-гранных звезд, набранный из мозаики, поэтому мавзолей называли «Кок гумбаз» («Синий купол»). Во время землетрясения 1868 года купол был разрушен.

Сейчас восстановлен декор входного пештака медресе. Тимпан входной арки собран из 6-гранных майоликовых плиток, на который нанесен растительный орнамент. Он создает единую композицию. Комплекс медресе дошел до наших дней с большими утратами и деформациями.

 

Медресе Кукельдаш (XVI в.)

Медресе Кукельдаш расположено на высоком холме в районе площади Чорсу. Строителем медресе считается везирь ташкентских ханов (1551-1575 гг.), прозванный Кукельдаш («молочный брат хана»). Медресе традиционной композиции: обширный двор, обстроенный худжрами, с дарсханой и мечетью в углах. Главный фасад — с высоким порталом, двухъярусными лоджиями и угловыми башенками — гульдаста.

В конце XVIII века медресе использовалось как караван-сарай, в 1860 г. служило кокандским ханам крепостью, а также местом казни (с верхнего парапета на выстланную камнем площадку сбрасывали в мешках уличенных в неверности жен).

Медресе Кукельдаш — одно из крупнейших сохранившихся медресе XVI в. в Средней Азии, с развитой планировкой, использующей характерные для своего времени приемы. Медресе было построено из жженого кирпича. Декорирован лишь один из фасадов. На портале сохранились остатки изразцового декора — глазурованные кирпичи и майолика: они восполнены в 1950-х гг.

Памятник большой историко-архитектурной ценности, медресе Кукельдаш, несмотря на аварийное состояние, было сохранено и реставрировано.

 

В архитектурный ансамбль на площади Чорсу вместе с медресе Кукельдаш входит также Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали.

Медресе Абдулкасыма (конец XIX в.)

Располагаясь в южной части старого Ташкента, недалеко от бывших ворот Бешагача, медресе Абдулкасыма напоминает о красоте древней архитектуры Ташкента. Археологические исследования, исторические документы и народные легенды рассказывают нам о том, что «первый камень» медресе Абдулкасыма был заложен в начале XIX века.

Медресе Абдулкасыма — это памятник Абдулкасым-хану, великому мыслителю своего времени. В этнографических материалах 1908 года Н.Остроумов описывал этот памятник как одну из «самых почетных резиденций, которая известна не только в Ташкенте, но и в его окрестностях». Абдулкасым-хан заплатил около 30 тысяч рублей для постройки медресе и каждый год оплачивал обучение 150 учащихся. По некоторым сведениям, он мог пересказать весь Коран наизусть.

В медресе Абдулкасыма в свое время учились такие выдающиеся личности, как: основоположник школы узбекского романа Абдулла Кадыри, основатель первого университета Мунаввар-кори Абдурашидхонов, драматург Гулям Зафарий и профессор Абдурауф Фитрат.

Сегодня медресе Абдулкасыма – это школа национальных ремесел — Ремесленная Ассоциация «Хунарманд», где можно воочию увидеть живописцев, ювелиров, резцов по дереву и миниатюристов за работой и обучением. Здесь также можно приобрести оригинальные сувениры на память о Вашем незабываемом пребывании в нашей гостеприимной стране.

 

Мавзолей Шейха Хавенди Тахура (XIV-XV вв.)

Мавзолей Шейха Хавенди Тахура (основан в XIV -XV в., надземная, часть — конец XVIII в. — начало XIX в.). Сохранившаяся постройка не первоначальная, она воздвигнута на старых фундаментах, с сохранением плана и основных архитектурных форм. В мавзолее размещаются зиаратхона, гур-хона. В композиции мавзолея доминирует высокий купол зиаратхоны, купол гурхоны за ним поменьше и ниже.

Мавзолей сложен из светло-желтого кирпича. В окнах гурхоны и на южном фасаде зиаратхоны вставлены керамические майоликовые панджа-ра (декоративные решетки). Главный фасад оформлен в виде небольшого портала. Декор отсутствует.

Мавзолей Калдыргач-бия (перв. пол. XV в.)

Один из древних и немногочисленных на территории Ташкента памятников эпохи темуридов. Построен после смерти правителя Ташкента Юнус-хана (1415-1487 гг.).

Худжры (кельи) размещены в два этажа. Наружный купол зала установлен на цилиндрическом барабане. Зал раскрыт проемами с трех сторон. Он таит много загадок — в нем не было обнаружено захоронения, а удивительные двери были музыкальными, так как между их створками был искусно встроен старинный восточный музыкальный инструмент — чанг.

Это — редкий в Средней Азии тип мавзолея — ханака Т-образного плана (аналог — в Иране). Купол расположен на пересекающихся арках. Мавзолей не был декорирован. Единственная деталь декора — панджара главного фасада. Резная входная дверь была перенесена из разобранной квартальной мечети в 30-х годах XX века. Декор интерьера составляют каменные колонны, под аркой заметны следы мелких сталактитов (мукарнас).

Юнус-хан был потомком Чингизхана. Втянутый в феодальные распри, он то выступал вместе с темуридами, то против них. Мавзолей был построен на средства сыновей.

Мавзолей Юнус-хана (конец XV в.)

Один из древних и немногочисленных на территории Ташкента памятников эпохи темуридов. Построен после смерти правителя Ташкента Юнус-хана (1415-1487 гг.).

Худжры (кельи) размещены в два этажа. Наружный купол зала установлен на цилиндрическом барабане. Зал раскрыт проемами с трех сторон. Он таит много загадок — в нем не было обнаружено захоронения, а удивительные двери были музыкальными, так как между их створками был искусно встроен старинный восточный музыкальный инструмент — чанг.Это — редкий в Средней Азии тип мавзолея — ханака Т-образного плана (аналог — в Иране). Купол расположен на пересекающихся арках. Мавзолей не был декорирован. Единственная деталь декора — панджара главного фасада. Резная входная дверь была перенесена из разобранной квартальной мечети в 30-х годах XX века. Декор интерьера составляют каменные колонны, под аркой заметны следы мелких сталактитов (мукарнас).

Юнус-хан был потомком Чингизхана. Втянутый в феодальные распри, он то выступал вместе с темуридами, то против них. Мавзолей был построен на средства сыновей.

Мавзолей Абубекра Мухаммад Каффаль Шаши (XVI в.)

Абубекр Мухаммад Каффаль Шаши — один из первых имамов мусульманского мира, известный мусульманский ученый, знаток Корана, хадисов, мусульманского права и лексикологии. Он умер в 976/77 г., его могила стала местом поклонения, она была чтима и популярна. Существует предание о том, что к нему на поклонение подземным ходом из другой части города ходил святой шейх Зайнаддин-бобо.

Существует легенда о том, что свое прозвище ал Каффаль («замочник») он получил за изготовление удивительного замка, ключ которого весил полтора килограмма. Архитектурное сооружение, возведённое над могилой Мухаммада Абу Бекра Каффаль Шаши, также входит в ансамбль Хазрет Имам. Здание первого мавзолея постройки X века не сохранилось. В XVI веке на месте разрушенной старой постройки был вновь возведен мавзолей Каффаль Шаши. Мавзолей представляет собой редкую разновидность многокамерных мавзолеев-ханака середины XVI в. с ассиметричной планировкой. Он сохранил уникальный для Ташкента декор — майолику XVI века с исторической надписью, содержащей имя мастеров-зодчих и дату постройки.

Главный фасад сохранил несколько облицовочных плиточек в дуге арки входного портала. Нынешний мавзолей имеет прямоугольную форму, он увенчан куполом на цилиндрическом, слегка сужающемся барабане. В окна вставлены деревянные решетки-панджара. Могила шейха отгорожена наборной деревянной панджара. Мавзолей Каффаль Шаши представляет собой редкий экземпляр культового заведения XVI в. с ассиметричной планировкой. Здание выглядит мрачно не только от того, что декор был частично утрачен, но и от того, что наблюдается несоответствие плана и перекрытия. Это заставляет предположить либо перерыв в строительстве и завершение его неквалифицированными мастерами, либо ремонтное восстановление утраченного перекрытия.

Этот памятник имеет большую историческую и художественную ценность.

Мавзолей Шейха Зайнутдина-бобо (XVI в.)             

Шейх Зайнутдин-бобо — сын основателя суфийского ордена Сухравардийа — шейха Зийа ад-дина Джахима Сухраварди. Он был послан своим отцом в эти места для распространения идей суфийского ордена. Шейх Зайнутдин-бобо был погребен в загородном селении Арифон за воротами Кукча.

Памятник относится к типу мавзолеев-ханака. Главный вход выделен пештоком. Зал перекрыт двойным сфероконическим куполом. Наружный купол поднят на высоком барабане. На входной двери вырезано имя мастера — Мир-Шараб Абду-Мумин оглы.

Рядом с мавзолеем находится чилляхана (подземная келья), построенная в ХII-ХIII вв.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*