Каракалпакистан

Археологические памятники Каракалпакии

Топрак-Кала, I-IV века н.э.

Городище Топрак-Кала находится на территории Элликкалинского района Республики Каракалпакстан, открыто в 1938 году С.П. Толстовым. В 1940 году на городище были проведены первые разведочные работы. Работы проводились вплоть до 1992 года.

Городище занимает площадь 500х350 метров. Прямоугольное в плане, оно окружено крепостными стенами, сохранившимися в виде вала, местами достигающими высоты 8-9 м.

Установлено, что один из кварталов был занят храмовыми зданиями, традиционно строившимися здесь на протяжении всей истории существования города.

В другом здании обнаружены украшенные бронзовыми позолоченными браслетами-обоймами рога барана-архара, вокруг которых на полу лежали многочисленные приношения, стеклянные сосуды, украшения, фрагменты алебастровых скульптур и многочисленные настенные росписи в виде танцующих фантастических масок, в зале воинов — фигуры воинов, и зал царей — скульптурное изображение фигур царей из необожженной глины.

Кызыл-Кала, I-II вв., XII — нач. XIII вв.

Крепость расположена в 27 км к северу от города Бируни. Памятник впервые был открыт в 1938 году сотрудниками ХАЭЭ.

Крепость стоит на равнине и имеет форму, почти близкую квадрату, размерами 65х63 м. Ориентирована углами по сторонам света. Внешняя стена была прорезана двумя ярусами стреловидных бойниц. Была возведена, вероятно, как оборонительная крепость и входила в цепь хорезмийских укреплений, созданных государством для защиты северо-восточного рубежа античного Хорезма.

Одновременно крепость была центром сельскохозяйственной округи и узлом караванных дорог через горный хребет Султануиздаг.

Джанбас-Кала, крепость IV века до н.э. — I век н.э.

Расположена на северо-западном склоне плоской каменистой возвышенности, замыкающей цепь холмов, тянущихся на юго-восток от Султануиздага.

В 1946-48 годы крепость впервые фотографировалась с воздуха. Прямоугольная в плане, размерами 200х170 м.

Собранные материалы, главным образом керамика, характерны для раннеантичной (кангюйской) культуры Хорезма.

Большой Гульдурсун — крепость III-IV вв. до н.э., XII-XIII вв. н.э.

Расположена в 20 км. к востоку от г. Бируни. Обследована в 1937 году археологами Я.Г. Гулямовым, в 1940 году продолжены С.П. Толстовым и в 1987-1994 годы годы — О.Т. Доспановым.

Большой Гульдурсун — одна из крупных пограничных крепостей Хорезма, построена на основе запустевшей античной крепости. В плане она представляет собой неправильный прямоугольник размером 350х230 м., ориентированный углами по сторонам света.

Внутри при археологических раскопках найдено большое количество античной и средневековой керамики, бронзовых поделок и украшений, античные и средневековые монеты. Судя по находкам монет, можно определить, что последний период обживания памятника относится к 1220 году, к моменту правления Мухаммеда Хорезмшаха, т.е. ко времени нашествия Монгольских войск в Хорезм.

Миздахкан (Гяур-Кала Ходжейлинская). Археолого-архитектурный комплекс IV в. до н.э. — XIV в. н.э.

Археологический комплекс Древнего Миздахкана расположен на значительной площади более 200 га, вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и северные районы Респ. Каракалпакстан — Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.

Основные его части расположены на трех холмах, находящихся на юго-западной окраине г. Ходжейли.Включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай.При раскопках найдены уникальные ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

Мавзолей Мазлумхан Сулу

Расположен в западной части северной половины возвышенности. Памятник находится наполовину в земле. Над землей возвышались только купола и портал входа. Вниз, через сводчатый коридор ведет лестница из портала к маленькому промежуточному купольному сооружению. Отсюда вторая лестница спускается к центральному помещению.

По монетным данным постройка мавзолея датирована первой половиной XIV века. Она связывается с расцветом торговых городов Золотоордынского Хорезма, одним из которых был Миздахкан, оказавшийся на оживленных путях международной торговли.

Чильпык. Культовое сооружение II-IV вв, IX-XI вв. н.э.

Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 43 км от Нукуса на юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент), на вершине конического холма высотой 35-40 м.

В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м.

Во II-IV веках он был воздвигнут, как зароастрийская дахма.

В IX-XI веках его использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни.

Джанпык-Кала. Городище IX-XI вв., XIII-XIV вв. н.э.

Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. Один из живописнейших памятников правобережной части Амударьи.

Городище в плане имеет сложную конфигурацию. В восточной части сохранилась цитадель в виде прямоугольника пахсовых стен. Стены украшены сомкнутыми полуколоннами и вершины кончаются попарно ступенчатыми арочками.

Археологические раскопки позволили уточнить хронологию городища. Древнейшая керамика относится к IV в. до н.э. — I в. н.э. Дата последнего обживания определяется монетами 1319-1320 гг. и 1345-1346 гг.

При раскопках обнаружены многочисленные находки ранее привезенные из различных стран Востока и Запада. (Китая, Египта, России, Европы, Индии). Городище служило портовым городом в средневековье.На окраине Джанпык-калы можно увидеть бескрайние просторы заповедника Бадай Тугай.

 

Койкрылган-кала. Культовое сооружение IV в. до н.э. — IV в. н.э.

Койкрылган-кала представляет собой круглую в плане постройку диаметром ок. 80 м. В центре возвышалось цилиндрическое двухэтажное здание диаметром 44, 4 м. Оборонительная стена с девятью башнями представляла надежное укрепление.

При исследовании центрального здания было установлено, что при строительстве древние зодчие исходили из расчетов, позволяющих использовать здание как пункт астрономических наблюдений. Возможности наблюдения были заложены в проекте здания, в расположении окон. Предполагается, что звезда Фомальгаут — одна из ярких и особо почитаемых звезд и была тем астральным символом, которому посвящался храм Койкрылган-кала. Фомальгаут в переводе с арабского означает «конец воды во рту Южной рыбы», что связывает звезду с водной стихией. А культ воды в земледельческом Хорезме имел огромное значение. Здесь, на койкрылган-кале, были найдены обломки керамических статуарных оссуариев, часть которых ныне хранится в Государственном музее народов Узбекистана.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*